Двадцать и сто восемьдесят лет спустя
13 февраля 2025
Презентация книг Галины Калинкиной в доме – герое ее будущего романа
13 февраля 2025
"Аркадия" Тома Стоппарда. Мастерская Фоменко. Новая Сцена. Режиссер Евгений Каменькович.
12 февраля 2025
"Сато". По роману Рагима Джафарова. Театр Наций. Малая сцена. Режиссер Филипп Гуревич.
11 февраля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Как "Ведьма" зачаровала хоррор: медленные сказки на новый лад

С чего начиналась новая волна ужасов и действительно ли она так нова?

Фото: из открытых источников
Фото: из открытых источников

В 2014-ом году на экранах кинотеатров появляется "It Follows" практически неизвестного на тот момент режиссера Девида Митчелла. В российском прокате премьеру заботливо перевели как "Оно", что еще сильнее обезличило картину. Сюжет в фильме предельно прост: главная героиня, молодая девушка, идет на свидание с неизвестным парнем. После секса она слышит: "Теперь оно будет следовать за тобой". Чем является то самое "оно" - вопрос открытый. Важно здесь вовсе не то, чем является "оно", важно, что оно следует, а значит – нужно убегать.

Этим и занимается героиня фильма. Конечно, существует небольшая лазейка: если "носитель" переспит с кем-то, зараза передастся ему. Но "оно" рано или поздно доберется до неё: расправившись с последним заражённым, оно снова берётся за предыдущего в списке. Оно всегда следует. Оно всегда существует.

Это громкая тема предопределенности: тут Митчелл отдает дань Джону Карпентеру. Вспомним карпентеровскую "девочку для финала" - чаще всего она целомудренна и невинна. И наоборот, герои, занимающиеся сексом в кадре, чаще всего погибают первым. Митчелл в своем "Оно" оставляет одну голую схему. Его совершенно не интересует облик антагониста-маньяка, его не интересуют кровавые подробности. Страшна здесь именно неотвратимость преследования, невозможность побега и сопротивления. Вновь вспоминаем Карпентера с его вечным "Нечто": зло находится рядом с людьми, и наступит час, когда оно проснется и настигнет каждого.

Фото: из открытых источников

Дэвид Митчелл максимально упрощает сюжет слэшера, оставляя в нем лишь главные элементы; его антагонист – вовсе не травмированный маньяк; им становится вечная, высшая – или низшая? – сила. Избавившись от условностей, Митчелл внезапно раскрывает в картине колоссальный метафорический потенциал; наверное, именно поэтому в сети можно обнаружить столь многочисленные и противоречивые трактовки его фильма. Нельзя не упомянуть про жуткий, электронный до костей, саундтрек; яркую, акцентирующую внимание на определенных деталях, картинку. На Канском кинофестивале "It Follows" был принят тепло; массовый зритель же по большей части фильм не оценил.

Уже в 2015 году мы встречаем на киноэкранах "Ведьму" Роберта Эггерса. Здесь ситуация отлична от "Оно"; "Ведьма" была выпущена под эгидой студии А-24.
А24 () – американская независимая кинокомпания, основанная Даниэлем Кацом, Дэвидом Фенкелем и Джоном Ходжесом в августе 2012-го года. Уже больше восьми лет студия позволяет молодым и амбициозным режиссерам выпускать свои творения в свет. Таким режиссером был и Роберт Эггерс, а его "Ведьма" на тот момент казалась проектом рискованным и уникальным. Впрочем, сразу после выхода картина завоевывает восторженные отзывы критиков и покоряет кинофестивали; но, как и в случае с "Оно", "Ведьма" сталкивается с непониманием со стороны зрителя.

Фото: из открытых источников

В "Ведьме" Эггерса вовсе нет скриммеров, мерзости и фонтанов крови. Режиссер использует совершенно другие приемы для достижения главной цели – возникновения чувств глубинного страха и тревоги у зрителя. Весь фильм построен на представлении и развитии тотальной паранойи, что берёт главенствующую роль в новоанглийской семье 19-го века. В семье, казавшейся дружной и крепкой, появляется место обманам, подозрениям и предательствам. Исчезает доверие, и виной тому становится ведьма – классическое обличье вековечного зла из новоанглийского фольклора. Она обитает в лесу и окрашивает всю местность в серые, тёмные тона фольклорного леса. Так стилизована вся картина: она обращена в прошлое, в прошлом замкнута – среди фанатизма и консерватизма с одной стороны, ужасом перед неизведанной, архаической силой мистического толка – с другой. Обращение картины скорее к прошлому, нежели к настоящему или будущему – основа художественного метода Эггерса, что будет важно и по отношению к "Маяку", о котором – в следующей статье цикла. Герои же "Ведьмы" чувствуют дьявола, ищут его в лице своего ближнего. Оказывается, что он – гораздо больше и ближе, чем они представляли или знают из сказок.
 
"Ведьма" Роберта Эггерса – это диссонанс реализма, отраженного в общей визуальной стилистике фильма и метафоры – раскрывающейся в образе ведьмы и леса. Весь хронометраж фильма – это изображение медленного и монотонного тления одной, отдельно взятой семьи.

Фото: из открытых источников

Несмотря на скромный бюджет, Эггерсу удалось воссоздать настоящий заповедник Нового времени, поразительно аутентичный и правдоподобный до малейшей детали. Скрупулёзность эта касается не только костюмов и декораций: например, актеры в фильме говорят на староанглийском языке, воссоздать который было непросто. Более того, многие диалоги Эггерс перенес в свой фильм из старинных документов, посвященных судебным процессам над ведьмами.
В случае с "Ведьмой" мы наблюдаем синтез – это история о хтоническом страхе, которая невероятно красиво выглядит. Подобное мы наблюдали в "Сиянии" Кубрика, когда на общем, эстетически совершенном фоне возникают образы вездесущего апокалиптического зла.

Фото: из открытых источников

Термин "slowburning" (с англ. – медленное тление) появился в кинематографе еще давно. Так называли и "Ребенка Розмари" Полански за его медленный повествовательный темп. Но "слоу-бернинг" диктует не только темп фильма, но и конфликт – вовсе не стремительный и резкий, а наоборот, медлительный, гипнотический и в чем-то величественный.

Новую волну хоррор-фильмов, на которой вот уже восемь лет лихо сёрфит студия А-24, нельзя назвать стремительной. Она возвышалась медленно, и вот, в наши дни, готова обрушиться на головы зрителей визуально совершенным потоком, ритмично звучащим саундом, медленным темпом, за которым неизменно скрываются темные глубины ужаса.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Двадцать и сто восемьдесят лет спустя
"На СВО мы выступаем по зову сердца"
Презентация книг Галины Калинкиной в доме – герое ее будущего романа

В Москве

"Свет остается". О творческой встрече с поэтом Еленой Янушевской в Доме Лосева.
"Евгений Онегин" А.С. Пушкина в театре Маяковского
Финал фестиваля "Танцуй и пой, моя Россия!" пройдет в Кремле
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть