В Новосибирске стартовал Международный конкурс новой драматургии "Ремарка"
20 апреля 2019
Третье пространство: независимые книжные магазины Москвы.
20 апреля 2019
Возрождение серии книг "Жизнь замечательных людей"
20 апреля 2019
В музее-усадьбе "Архангельское" ведется масштабная реставрация
19 апреля 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

27 января 2016 13:22

Красота спасёт мир

История спасения Лувра в фильме Александра Сокурова «Франкофония»

1940 год. Германия и Франция заключили перемирие. Париж признан «открытым городом», и на его пустующих улицах появляются автомобили с немецкими офицерами. Среди них – Гитлер, с удовольствием осматривающий достопримечательности Парижа. Особенно радуется он встрече с Лувром. Действительно, «зачем нужен Париж без Лувра?» - спрашивает за кадром голос Александра Сокурова. «И зачем нужен Петербург без Эрмитажа?» - продолжает он.

Музеи – это подлинное богатство нашей цивилизации. Вот, пожалуй, главная мысль, которой посвящён гибридный документально-художественный фильм Александра Сокурова о спасении коллекции Лувра во время Второй мировой войны. В одном пространстве «Франкофонии» невероятным образом сосуществуют Наполеон и символ Французской республики Марианна, сам режиссер и классики русской литературы Толстой и Чехов, граф Франц Вольф-Меттерних, возглавлявший комиссию по охране произведений искусства вермахта, и директор Лувра Жак Жожар.
 
«Франкофония» – фильм-диалог, который режиссёр ведёт со зрителями. В нём нет сюжета в привычном его понимании, а есть набор эпизодов, которые перемежаются между собой и с кадрами военной хроники, старыми фотографиями и полотнами из Лувра, потрясающе снятыми оператором Брюно Дельбоннелем. Сокуров размышляет вслух о культуре, красоте, мире и цене, которую иногда приходится платить за мир, оформляя ход своих мыслей различными образами. Так, в фильме бок о бок сосуществует несколько линий – история о спасении экспонатов Лувра, метафора Франции, воплощённая в образах Наполеона и Марианны, и история некого капитана Дирка, который, взявшись перевезти на своём корабле ящики с музейными ценностями, попадает в страшный шторм и вместо того, чтобы «сбросить культуру» как балласт и иметь возможность спастись, тонет вместе с ней.
 
Казалось бы, французско-германский фильм о спасении коллекции европейского музея, пусть и весьма почитаемого во всем мире, никакого отношения к России, кроме имени режиссёра, иметь не должен. Чужая история… Но нет. Сокуров упорно проводит мысль о том, что у искусства нет границ «моё-чужое», что красота объединяет всех. И когда на экране появляются кадры с разрушенными залами Эрмитажа, неоднократно подвергавшегося бомбардировкам, то это не воспринимается как попытка противопоставить Россию всему остальному миру, наоборот – это попытка человека, включённого в западный процесс, донести до Европы, что мы на самом деле очень близки, и необходимо бережнее относится к ценностям друг друга. Ведь их так легко потерять…
 
К слову, мотив потери и крушения звучит буквально с первых минут фильма. Лента открывается разговором Александра Сокурова с капитаном Дирком по «Скайпу». Видеосвязь то и дело прерывается из-за непогоды, однако по кратким включениям вполне можно судить о том, какое будущее уготовано и грузу, и всей команде корабля. Кадр, которым завершается история Дирка, – это огромная волна и заваливающийся на бок корабль. Есть ли шанс, что капитан спасётся? И весь ли груз будет потерян? Сокуров не даёт прямого ответа на этот вопрос. Зато итог операции по спасению коллекции Лувра он подводит сам. В буквальном смысле оглашая главным защитникам музея – графу Меттерниху и Жаку Жожару (актеры Беньямин Утцерат и Луи-до де Ланкесен) – их будущее, где одного ждёт почёт, а второго – забвение.
 
Художественная составляющая «Франкофонии», несомненно, является её сильной частью. Наблюдать за тем, как буквально за десять экранных минут директор Лувра Жожар и граф Меттерних проходят путь от настороженности до негласного доверия так же интересно, как следить за действиями Наполеона (Винсент Немет) и Марианны (Жоанна Кортальс-Альтес). Бонапарт выискивает в залах Лувра свои портреты и торжественно извещает «Это я!», подчеркивая тем самым свой бесспорный вклад в развитие музея. Марианна, переходя из зала в зал, неустанно повторяет «Libertе, Еgalité, Fraternitе». Встречаются они, конечно же, у «Джоконды». На губах Марианны вновь застывает «свобода, равенство, братство», и Наполеон не изменяет себе. «Это я», - вновь объявляет он, вглядываясь в черты «Моны Лизы». И в этих словах можно уловить чуть больше, чем просто похвалу себе. В них есть и тот прекрасный момент узнавания, знакомый всем, кто когда-либо соприкасался с произведениями искусства.
 
«Это я», по большому счёту, есть ни что иное, как индивидуальное определение красоты. Ведь та или иная вещь прекрасна только тогда, когда она созвучна именно нам, нашему внутреннему миру. В то же время, есть вещи, которые звучат в унисон с миллионами людей. И Лувр, которому посвящена «Франкофония», – одно из мест, где собрана выдающаяся коллекция таких произведений.
 
Новая лента Александра Сокурова открыла фестиваль 2morrow в Москве.

Что: Фильм «Франкофония»
Режиссер: Александр Сокуров
Премьера: 4 сентября 2015 (Мир), 17 марта 2016 (Россия)
Продолжительность: 88 минут
В ролях: Луис-до де Ланкесен, Винсент Немет, Беньямин Утцерат, Жоанна Кортальс-Альтес

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О КИНО

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

В Новосибирске стартовал Международный конкурс новой драматургии "Ремарка"
Третье пространство: независимые книжные магазины Москвы.
Возрождение серии книг "Жизнь замечательных людей"
Инна Гомес возглавила премию "На благо мира"
В музее-усадьбе "Архангельское" ведется масштабная реставрация
Новости кино
ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть