Михаил Жаров. Фото: liveinternet.ru
Михаил Жаров был выходцем из простой рабочей семьи, сыном печатника и прачки. В Москве Жаровы жили у Екатерининского парка, где выступали актёры. Михаил с детства увлёкся только появившимся кинематографом. Несмотря на то, что отец хотел устроить Мишу в типографию, где служил сам, юный Жаров 16 лет от роду пришел работать администратором и помощником режиссёра в труппу Оперного театра Зимина и там получил первые роли статистов.
В 1918 году Михаил Жаров поступил в студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций и в рамках учебы исполнил свой настоящий дебют – роль Шута в комедии Шекспира "Виндзорские проказницы". Окончив студию в 1920 году, Михаил Жаров примкнул к молодежному театральному движению "Синяя блуза", сменил несколько тогдашних "революционных" театров, пока не стал артистом знаменитого Малого театра. Он был ярким дарованием комического амплуа. На этой почве Жаров не сошелся с гениальным Всеволодом Мейерхольдом: тот увлекался эксцентричностью и символами, а Жарову были близки роли простые, убедительные в бытовых деталях и психологически прорисованные.
С 1938 года и до самой смерти в 1981 году Михаил Жаров актёром Малого театра. Наиболее полно его уникальный талант раскрылся в изображении персонажей русской классики. Был он и режиссером спектаклей.
В кино Михаил Жаров дебютировал еще в немом фильме 1915 года "Царь Иван Васильевич Грозный" в роли одного из опричников. К этой эпохе и ее персоналиям Жаров вернулся спустя почти тридцать лет: в великом фильме Эйзенштейна "Иван Грозный" он сыграл уже не рядового опричника, а их всесильного командира Малюту Скуратова.
Крупные его роли начались в советскую эпоху: в фильмах "Дорога к счастью", "Дон Диего и Пелагея", "Человек из ресторана", "Белый орёл", "Живой труп" и др. Михаила Жарова по праву считали непревзойдённым мастером эпизода. Но коротенькие появления на экранах создали ему всенародную славу. В 1931 году Жаров исполнил одну из самых известных своих ролей — бандита Жигана в первом художественном звуковом фильме СССР "Путёвка в жизнь" Николая Экка. Затем участвовал в культовых для того времени революционных фильмах Григория Козинцева и Леонида Трауберга "Возвращение Максима" (1937) и "Выборгская сторона" (1938) в роли анархиста Дымбы. В те же годы Жаров украсил своей трактовкой образа Алексашки Меншикова историческую ленту "Пётр Первый". Также он гениально сыграл несколько чеховских персонажей в экранизациях Исидора Анненского.
Всего блистательный актёр снялся более чем в 60 фильмах. Но, пожалуй, самым любимым в народе его экранным образом стал сельский участковый Анискин в цикле из четырех картин: "Деревенский детектив" (1968), "Развод по-нарымски" (1972), "Анискин и Фантомас" (1973) и "И снова Анискин" (1978). Последние два фильма Михаил Жаров снимал как режиссёр. Сценарии фильмов несколько отличались от повестей Виля Липатова, на основе которых были написаны: более комедийные, менее драматичные. Михаил Жаров сыграл роль идеального участкового – практически всеведущего, мудрого, внимательного к людям, знающего, чего от них ждать, такого представителя власти, которого не боятся, а уважают. Эта роль вошла в золотой фонд отечественного кинематографа. А участковых с тех пор повелось любовно называть Анискиными.
Михаил Жаров скончался 15 декабря 1981 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище.