Голоса в "Зарядье": Элина Гаранча и Ильдар Абдразаков
22 марта 2019
Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка "Душа России"
22 марта 2019
В рамках программы "Детский Weekend" фестиваля "Золотая маска" Александринский театр из Санкт-Петербурга представил спектакль "Томми"
20 марта 2019
"Время пить чай": в РГДБ открылась международная выставка иллюстраций и авторских кукол к знаменитому произведению Льюиса Кэрролла
20 марта 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

10 октября 2015 13:53

Марс как предчувствие

Приключения «космического Робинзона» фантазии Риддли Скотта

Вряд ли какой-то ещё фильм уходящего года ждали с таким нетерпением, как «Марсианин». Патриарх кинофантастики Риддли Скотт снял свой новый блокбастер за 70 дней. Рекордные сроки, если учесть, что лента задумывалась если не как предсказание, то хотя бы как научная альтернатива нашего общего будущего. И хотя минусы у «Марсианина» есть, кино получилось очень крепким и даже оптимистичным.

У астрономов есть такое понятие – обитаемая зона. На самом краю этой узкой полоски пространства ютится Марс. То есть жить там сложно, очень сложно, но в принципе, если всё устроить, то можно. «Марсианин» – не что иное, как новая робинзонада, в которой человек делает необитаемое обитаемым, одним своим присутствием доказывая торжество разума и действия над отчаянием и бездействием.

Сравнение с великим английским романом лежит на поверхности. И, как и в «Робинзоне» – по счастливой случайности – под рукой у героя оказывается всё или почти всё, что необходимо для выживания. Сказочным образом на Красной планете создаются условия, чтобы провести самый грандиозный эксперимент в Солнечной системе. Режиссёр в этом фильме – не сопереживающий наблюдатель, не демиург, который может делать со своим созданием всё, что угодно. Он – любопытный исследователь, не очень глубоко знающий свой предмет, но зато ловкий на выдумки и мастерски умеющий проверить свои теории на практике. Скотт, который в создании космических хитросплетений собаку съел, чувствовал бы себя на Марсе как у себя дома. И потому он точно знает, что от его героя можно ожидать.

Грамотно смешать острый сюжет, юмор и претендующую на философию серьёзность может не каждый режиссёр, а воплотить на экране образ нового Робинзона тоже под силу не всем актёрам. Риддли Скотт с его колоссальным опытом и Мэтт Деймон с его простым обаянием и внушительным шлейфом из героических ролей отлично сработались. На руку сыграла и стопроцентно успешная литературная основа. Получился безупречный коктейль строгой научности, потрясающих пейзажей и нетривиальной трактовки в общем-то привычного образа одинокого космонавта.

Волею жестокого случая едва не погибнув и оказавшись на Красной планете один-одинёшенек, астронавт Марк Уотни понимает, что его миссия на Марс затянется на неопределённое время, а его товарищи в общем-то оказались трусами и предателями. Земля, где родной дом, - вот она, встаёт за горизонтом. А вокруг, куда ни глянь, только пустыня и безмолвные булыжники. Тут каждый умер бы от холода или радиации, а если бы не умер, то уж точно сошёл с ума. Но Уотни – не каждый. Он искусный инженер и дипломированный ботаник, он дитя 21-го века, он знает, что, если предпринять усилие, всё получится. У него даже начинает проклёвываться что-то вроде плана, как выжить – и не просто выжить, но и показать всем, на что способен человек, у которого есть разум и достаточно воображения, чтобы этот разум применить. Герой Деймона начинает с поистине борновским задором и смелостью шаг за шагом выполнять свою программу.

На протяжении всего фильма нам стараются донести идею о том, что астронавт Марк Уотни – всего лишь человек, со всеми слабостями и страстями, человеку присущими. Но сколько бы Деймон по команде режиссёра не играл «простого парня», вся логика экранного повествования говорит о том, что в скафандре первого марсианина – личность исключительная. Мы с вами – зрители – так бы не смогли. Напряжение мысли, сил, воли, постоянное стремление к цели, непрерывный путь к результату, жизнестойкость и жизнелюбие – в одном человеке эти качества собираются в одном случае на сто тысяч. Уотни в исполнении Деймона – классический голливудский герой прошлых лет, которого мучают голод, холод, радиация, одиночество, но только не сомнения. И не в знаниях даже дело (понятно, что неподготовленный человек на Марсе не прожил бы и пяти минут), дело в том, что киноиндустрия, наверное, давно уже соскучилась по таким вот безупречным парням, способным не думая о постороннем делать своё дело.

Оказавшись на необитаемом острове классический Робинзон Крузо постепенно, оправившись от первого потрясения, начинает воспроизводить на отдельном клочке земли всё то, к чему он привык у себя дома. Земледелие, ремёсла, строительство – все этапы многовекового жизненного пути он проходит за относительно короткий срок – и добивается того, что безымянный островок становится как бы ещё одной маленькой колонией его родной страны. «Марсианин» не выдумывает ничего нового. Уотни потихоньку, сам того не замечая, колонизирует Марс. Начав с выращивания привычных земных овощей, он населяет другую планету фирменным американским юмором, наполняет просторные помещения своего марсианского дома ежедневной суетой. Режиссёр как бы ненавязчиво показывает нам, что, имея культурный багаж образованного человека 21-го века, можно вполне сносно прожить и на соседней планете, и даже почти не заскучать. Уотни знает, что за ним наблюдают люди – и делает всё, чтобы продемонстрировать им торжество современного человека над обстоятельствами.

Цена усилия для главного героя не столько его собственная жизнь, сколько принцип: получится или нет, сдюжу или проиграю. Марк Уотни испытывает настоящий азарт, и подспудно подаёт зрителям пример того, как нужно вести себя в нынешних, совсем тоже нелёгких условиях. На фоне пыльных равнин и безжизненных камней разворачивается не только драма отдельного астронавта, но ещё и драма всего человечества, которому скоро, возможно, точно так же будет некуда деться. Красная планета в «Марсианине» – как предчувствие, осторожное неприятное опасение за судьбу нашей с вами Земли. Опасение, которое прерывается утешительным «уф». Ведь если один человек на Марсе практически в полной изоляции может выкручиваться так, что на Земле ему все аплодируют стоя, то что уж говорить о возможностях людей в привычных условиях. Хоть жизнь, как говорят, и поджимает.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О КИНО

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Голоса в "Зарядье": Элина Гаранча и Ильдар Абдразаков
Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка "Душа России"
В рамках программы "Детский Weekend" фестиваля "Золотая маска" Александринский театр из Санкт-Петербурга представил спектакль "Томми"
"Время пить чай": в РГДБ открылась международная выставка иллюстраций и авторских кукол к знаменитому произведению Льюиса Кэрролла
"Римский-Корсаков – 175": Мариинский театр отмечает юбилей композитора
Новости кино
ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть