Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

16 апреля 2017 4:56

Мастер саспенса Альфред Хичкок

Что скрывается за загадочным жанром "хоррор"?

Шедевры великого Хичкока стали основой современного кинематографа. Что же такого особенного в этом непонятном слове "саспенс"? Попытаемся разобраться на основе двух его фильмов − "Психо" и "Птицы".

Люди ходят в кино по трём причинам: посмеяться, поплакать и попугать себя. Третья причина кажется абсурдной. Зритель добровольно платит деньги, чтобы кричать от ужаса, закрывать лицо руками и расшатывать свои нервы.

Исследователи утверждают, что одна из причин, по которой мы смотрим фильмы ужасов, это подсознательное взывание к поведению древнейших людей, а именно к оценке степени опасности. Стивен Кинг, который на индустрии ужаса "собаку съел", так описывает потребность человека в страшных историях: "Один критик предположил, что если американский футбол стал вуаеристской версией побоища, то фильмы ужасов стали современной версией линчевания. Почти каждый из нас — потенциальный линчеватель... Наши эмоции и страхи формируют своё собственное тело, и мы понимаем, что ему необходимы упражнения, которые будут поддерживать внутренний тонус мышц... Лично я предпочитаю смотреть самые агрессивные (фильмы ужасов) для того, чтобы поднять дверцу клетки своего цивилизованного рассудка и закинуть корзину сырого мяса голодным аллигаторам, которые плавают в этой подземной реке".

Однако, жанр хоррора (англ. horror film – фильм ужасов) был очень популярен еще с начала XX века.

Американский хоррор-фильм поначалу пользовался сюжетами, героями и деталями произведений немецкого экспрессионизма, но голливудским фильмам не хватало выразительности немецких лент. В 30-е годы голливудские фильмы ужасов напоминали страшные сказки для детей. Среди главных героев выступали вампиры, оборотни, чудовище Франкенштейна, мумии и прочая нечисть. Подобные фильмы относились к индустрии развлечений и были полностью коммерческими.

В 60-х годах Альфред Хичкок полностью модифицировал этот жанр.

Но каков был путь его становления? От неуверенных попыток немого кино в ранний период до овладения мастерством сценариста. Освоив ответственный подход к алгоритму сюжета, он приближался к изобретению "саспенса". По образованию он был инженером, логическое мышление привело его к жанру, в котором он создал множество каноничных картин, − детектив. Молодой клерк попал в кинематограф, когда он только зарождался. Для Хичкока работа на студии была только подработкой, он испробовал множество профессий в кино − и художник, и ассистент режиссера, и сценарист, даже руководитель отдела интертитров (текстовые вставки в немых фильмах). Последний опыт сослужил ему хорошую службу, так как он научился мастерски усиливать драматическую тональность и корректировать жанровую окраску.

Особенно его интересовала обратная сторона жизни среднего порядочного гражданина. Благопристойная жизнь − фальшивая обложка, за которой люди скрывали свои тайные желания и пороки. Странное и страшное в обыденном стало его находкой. Это выделяло его картины. Психологический подход к осмыслению персонажей привел его к любимой теме −  раздвоение личности.

Роман "Психо", вдохновивший мастера, вышел в 1959 году. Его написал Роберт Блох, ранее работавший в жанре мистической фантастики и сочинявший истории вроде "Глаза мумии", которые не приносили большого дохода. Блох переключился на тему более реалистичную и более жуткую по его мнению. "Я понял, что подлинный ужас прячется не в потустороннем мире, а в наших черепах". Незадолго до написания романа случилось важное для идеализированного американского общества событие − разнорабочий Эд Гейн (англ. Ed Gein) был обвинен в убийстве женщин и надругательстве над трупами. Эту историю Роберт Блох взял за основу для создания своего персонажа − Нормана Бейтса. Больше всего его поразило, что такой жестокий убийца жил в глубинке, ведь в то время считалось, что именно большой город − порочное место, которое портит людей. А также маниакальная привязанность Гейна к своей властной матери.

То, каким изобразил Бейтса Хичкок и то, какой он в романе – это два разных человека. В романе Норман имеет неприятную и нелепую наружность: он толстый, лысый и носит очки.  Однако для того, чтобы фильм понравился не только массовому зрителю, но и интеллектуальной элите, сценарист Джозеф Стефано описал нового Нормана. Привлекательный, аккуратный и скромный молодой человек с необычным увлечением −  таксидермией птиц, в котором чувствуются отзвуки его второго "я". Для Хичкока тема птиц вообще особенная. Это можно отследить по трём фильмам, которые практически идут друг за другом − "К северу через северо-запад", "Психо", "Птицы".

Роль Нормана идеально подошла американскому актеру Энтони Перкинсу, известного своими романтическими ролями в кино. Хичкок сразу утвердил его на роль, когда тот сказал, что у него властная мать.  

Внешность Перкинса была полностью противоположна описанию Нормана. Для Хичкока было важно не только, что Перкинс наделен красотой и изяществом, но что бы зрителю он был приятен, что бы зритель проникся его историей. Этот актер, по мнению Хичкока, мог облагородить, возвысить образ Нормана, сделать его интеллигентным и изысканным.

Создать в фильме ощущение беспокойства, тревоги, того самого саспенса с помощью одной лишь картинки было сложно.  Впечатляющее музыкальное сопровождение создал композитор Бернард Херрманн. Он добился того, что зрители вскрикивали на сеансе. Используя только струнные инструменты, он подчеркнул лаконичность черно-белой картинки и четко обозначил акценты в нужных моментах.  

А сцена убийства в ванной и вовсе считается критиками самой страшной во всей истории мирового кино. Эти три минуты снимали целую неделю. Сложной сцена стала технически из-за строгих цензурных ограничений. Здесь режиссер проявил свои навыки монтажера. Используя технику "стаккато" при монтаже, удалось имитировать процесс убийства, сочетая кадры намеренно затемнённого образа убийцы с ножом, самого ножа и жертвы. Тот факт, что жертва в этой сцене обнажена (по крайней мере это внушалось зрителю, на самом деле на актрисе был замаскированный бандаж телесного цвета) создавал очень важное для саспенса настроение − страшное, отвратительное и ужасное не где-то в выдуманном мире − в замке Дракулы или каком загадочном лесу в неведомой стране − оно здесь, рядом с нами, может оказаться за закрытыми дверями соседского дома. Зло входит не просто в обыденный мир человека, а в его интимную личную зону, где он обнажен не только буквально, но и фигурально − обнажены его страхи, потайные мысли, его душа.

Так кино расширяет границы. Этот фильм уже не просто хоррор, это психологический триллер, основанный на реальной истории. То есть показана неудобная правда. Скелеты в шкафу, которые принято прятать. Можно предположить, что этот феномен приоткрыл некую запретную тему в консервативном обществе. И изменил его. Хотя бы в сфере искусства.

Фильм завоевал любовь не только массового зрителя, но и элиты. В этом отношении он был универсален. Неудивительно, что фильм родил много подражаний. Например, “Коллекционер” 1965 года.

Следующим своим фильмом Хичкок хотел превзойти свой успех. Так режиссер взялся за картину “Птицы”.

В основе фильма – рассказ Дафны дю Морье. Но “Птицы” – это не экранизация, Хичкок взял из новеллы только название и ситуацию: в маленьком приморском городке птицы стали нападать на людей.

Очень интересны поиски мотива пернатых разными исследователями творчества Хичкока. Существует несколько версий. По первой версии нападение птиц − это месть человечеству за беспощадную многовековую эксплуатацию природы. Стоит отметить, что для представителей "гласа природы" были выбраны птицы в основном мирные, которые окружают человека в его повседневной жизни и не проявляют агрессии − это чайки, вороны, воробьи. Но это скорее указывает на другую версию - "хичкоковскую". Мирная реальность может быть нарушена в любой момент случайным вторжением в хаос. Без смыла и мотива. По третьей версии агрессивность птиц олицетворяет напряженность в отношениях героев, оказавшихся в любимом "хичкоковском" треугольнике женщина − мужчина − мать мужчины. Этой версии придерживается С. Жижек и добавляет образ матери-наседки, воплощенный в птице. Он говорит о современной американской семье послевоенного периода − властное, жестокое и блокирующее материнское Сверх-Я и отсутствие отцовского Идеал-Я. Эта версия очень привлекательна для анализа творчества мастера, однако остается спорной.

Ближе всего к задумке самого режиссера относится версия о некоем возмездии "высших сил". Гордыня и самоуверенность людей, выраженные в характере главной героини, навлекают на себя гнев и возмездие. Самоуверенность человека в том, что он все держит под контролем приводит к плачевным последствиям. Режиссер условно делит фильм на две части: в первой части люди держат птиц в клетках (в первой же сцене главная героиня заходит в зоомагазин, заполненный всевозможными клетками). Во второй части птицы загоняют своим агрессивным поведением людей в дома и машины − символические клетки. 

Если музыкальное сопровождение в "Психо" играло огромную роль в создании атмосферы саспенса, то в "Птицах" это функцию исполняло именно отсутствие музыки. Только звуки птиц − чаек, ворон.

Сильнее пугают не те моменты, где происходят нападения, а где птицы наблюдают за людьми. Хичкок использует любимый прием − зло появляется в обыденной реальности, которую человек видит каждый день. В которой он привычно уверен. Сцена, где миссис Бреннер заходит на ферму соседа и замечает на кухне осколки разбитых птицами чашек: вид ручек от разбитых чашек, аккуратно висящих на стенных крючках, пугает больше чем последующие кадры – тело хозяина фермы, разодранное птицами. Эти разбитые чашки − первое, что замечает женщина, это её настораживает. Потому что выбивается из обыденного порядка. Эта сцена перекликается со сценой убийства главной героини в “Психо”. И там, и здесь ужасает несовместимость злодеяния с мирной, уютной обстановкой.

Главный талант мастера саспенса, пожалуй, состоял в том, что он мог угодить любому зрителю. Его любили критики, элита и обычная публика. Первые за глубокий смысл его фильмов, вторые за стиль, а третьи за умение держать в напряжении весь зал от начала фильма и до самых титров.

Трудно говорить о влиянии Альфреда Хичкока на современных режиссеров. Не потому что никто не сможет дотянутся до такого уровня. Скорее это связано с тем, что такая всеобъемлющая работа режиссера, который видит кадр со всех позиций и так хорошо чувствует картинку − это сейчас большая редкость. Можно сказать, что на творчестве многих замечательных режиссерах виден отпечаток мастера саспенса. Но это может быть только малая часть их творчества.

Вклад А. Хичкока в искусства можно сравнить со вкладом А. Эйнштейна в науку. Так что остается только низко поклониться мастеру и наслаждаться его работами.

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть