Не стал исключением новый фильм Кустурицы “По млечному пути”. Действие картины происходит на фоне величественных балканских гор в середине девяностых. Главный герой фильма, Коста, роль которого исполняет сам Кустурица, работает музыкантом. Печальный мужчина, отца которого жестоко убили на войне. У Косты есть невеста по имени Милена (Слобода Мичаллович) – молодая и красивая гимнастка, живущая в странном доме с огромными английскими часами. Когда Милена пытается завести эти часы, они подбрасывают её вверх.
Милена узнает, что в скором времени с войны вернется её брат. Она находит для брата невесту, итальянку сербского происхождения, роль которой досталась Монике Беллуччи. Героиня Беллуччи – женщина непростой судьбы. Дело в том, что из-за неё посадили в тюрьму английского генерала, который убил свою жену, поэтому она, опасаясь за свою жизнь, сбежала на родину отца – в Сербию.
Между Костой и героиней Беллучи вспыхивают чувства, однако Коста должен женится на Милени. Этот незатейливый сюжет разворачивается под канонады орудий и под музыку группы, в которой играет Коста. Здесь Кустурица остается верен себе: в его фильмах еще со времен “Андерграунда” всегда звучат веселые балканские напевы. Главным хитом фильма “По млечному пути” стала песня о Большом Брате, наркомане и виновнике всех войн. По мнению музыкантов, мир на Земле наступит только тогда, когда Большой Брат “сдохнет от передоза”.
Наиболее драматичная часть фильма начинается, когда натовские солдаты входят в деревню, где живет Коста, и убивают всех, кроме Косты и его возлюбленной. Те бегут от преследователей, скрываясь то в дупле дерева, в котором живут пчелы, то в заброшенной лачуге на берегу реки.
В финале влюбленные прячутся в стаде овец, которое движется к минному полю. Этой сценой Кустурица показал судьбу Югославии в 90-е годы. Множество разных государств, живших некогда под одной крышей, оказались в пучине братоубийственной войны, будучи уверенными, что тем самым приближаются к лучшей жизни.
Особая роль у животных в этом фильме. Повинуясь законам магического реализма, они обретают статус символа. Тут и горящие гуси в начале фильма, и змея, спасающая жизнь главному герою, и упомянутые выше овцы. Кустурица конструирует единое смысловое поле, в котором каждый элемент выполняет свою роль.
Нельзя не отметить мастерскую работу операторов Мартина Шеца и Горана Валеревича. Балканские пейзажи поражают своей красотой и природной мощью.
Благодаря динамизму и живости истории, рассказанной Эмиром Кустурицей, игре актёров, операторской работе, а также музыке, звучащей в фильме, картина “По млечному пути” смотрится на одном дыхании. Мастер заложил в основу фильма вечные темы – любовь и войну – и снова, как и положено мастеру, создал неповторимое произведение.