Фильм "Пугало" впервые на "Кинотавре" представил якутскую кинематографию в национальном конкурсе и удостоился главного приза. Кроме того, картина получила приз Гильдии кинокритиков России и приз в номинации "Лучшая женская роль". Для Валентины Романовой-Чыскыырай, заслуженной артистки Республики Саха, роль в картине стала дебютной. Это серьезный прорыв для индустрии: якутский самобытный кинематограф получил должное признание, а сам феномен якутского кино стал предметом широкого обсуждения.
Кадр из фильма
Это образец независимого кинематографа с бюджетом на производство в полтора миллиона рублей, а сам Дмитрий Давыдов – один из лидеров арт-кино в Якутии. Его фильмам свойственна ориентация на местный контекст — и в камерности историй, возведенных языком кино до масштаба универсальных, и в привлечении непрофессиональных актеров, часто артистов любительских театров. Съемочные группы также состоят исключительно из якутских кинематографистов. В 2014 году его первая полнометражная работа "Костер на ветру" попала более чем на 20 международных фестивалей, а 2019 Дмитрий выпустил на территории Якутии фильмы "Река" и "Нет бога кроме меня", которые имели также и фестивальный успех. Покорив и жюри, и критиков, и зрителей, картина "Пугало" стала не только главной сенсацией фестиваля, но и одним из самых ожидаемых фильмов всего российского проката.
Кадр из фильма
Антон Долин, главный редактор журнала "Искусство кино", отмечает: "Пугало" абсолютно самобытно по киноязыку – суровому, тяготеющему к монохромности, но предельно далекому от противоестественного любования уродством и бедностью, в ересь которого нередко впадает российское фестивальное кино. Мир "Пугала" безусловно красив пугающей, первобытной красотой, и это в равной степени касается природы (стихия фильма – снег), интерьеров и удивительных лиц актеров, среди которых, как всегда у Давыдова, есть и непрофессионалы. Нам хочется верить, что "Пугало" станет одной из причин, по которой зрители захотят вернуться в кинотеатры и попробовать на себе магию, поразившую жюри "Кинотавра".
Дмитрий Давыдов, режиссер фильма, рассказывает: "В глобальном смысле "Пугало" — история о жертвенности. Идея снять об этом фильм зрела во мне 10 лет. Сначала я просто пытался написать рассказ о знахарке, думал над этим, а потом забыл, переключился на другие проекты. Но в 2019 году вернулся к своей мысли – время пришло.
Главную героиню фильма тяготит внутренняя трагедия. Но несмотря на дар исцелять других, себе она помочь не может. Единственный путь к спасению от грандиозного стресса и попыток заглушить боль – самопожертвование. Перед нами встает вечный вопрос: жить самому, чтобы было спокойно и комфортно, либо заботиться о других. Вот только отдать себя другим придётся полностью: страх односельчан перед необъяснимым даром Пугала делает их безжалостными. Общество жестоко отвергает заблудшего, потому что не способно понять истоки его нелюдимости.
Кадр из фильма
Я поддерживаю ценность общих понятий справедливости, чести, совести, при этом в моих фильмах нет выраженных антагонистов. Нет плохих и хороших, у каждого свой взгляд на вещи. Необходимо всего лишь умение слышать друг друга. Но чем ближе к развязке, тем Пугало молчаливей — а потом наступает полная тишина".
Кино Республики Саха – редкий пример системно функционирующего локального кинематографа. Важно, что в Якутии снимают именно этническое кино. Фильмы с разной периодичностью производятся и в других национальных субъектах РФ: в Бурятии, Чувашии, Татарстане, где преобладает кино региональное – фильмы на русском языке, ориентированные на столичные или голливудские образцы, но с местными актерами и "краеведческим" антуражем. Этническое же кино делается на родном языке, для национальной аудитории, оно основано на архетипах традиционной культуры, в каком бы жанре картина не была снята: комедия, ужасы, мелодрама. Уникальность якутского феномена во многом объясняется географическими и демографическими факторами. Республика Саха и сейчас остаётся своеобразным "островом": железнодорожные ветки обходят её центр стороной, в Якутск можно добраться только по воздуху, что тормозит потоки миграции, так что народ саха относительно монолитен, что позволяет сберечь самосознание и язык (Сергей Анашкин, журнал "Искусство кино").
Стоит заметить, что в Якутии в целом очень высокая производительность: только в 2020 году, на фоне пандемии, произведено 28 фильмов, ещё 20 – в процессе съемок на данный момент. Здесь сложно привлечь внимание публики западным блокбастерам и российскому кино. Местный продукт более востребован как раз потому, что в этих фильмах говорят на родном языке, в знакомом контексте и в понятном проблемном поле. Любопытно, что большая часть якутских фильмов снимается без государственной поддержки. Обычный цикл производства фильма в Якутии: оформить кредит, снять фильм, выйти в местный прокат и полностью окупить затраты. При этом зачастую у якутских фильмов больший фестивальный успех, чем у проектов, поддержанных Министерством культуры.
По материалам пресс-службы картины