Детское кино возрождают в Воронеже
18 января 2019
Оперетта "Летучая мышь" в Новосибирске
18 января 2019
Эксперты назвали главных претендентов на Оскар-2019
18 января 2019
Рязанский период жизни и деятельности Анатолия Эфроса
18 января 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

27 мая 2016 13:28

Понять и простить

Премьера фильма "Соврёшь – умрёшь" по пьесе Юрия Полякова "Одноклассники" прошла в Москве

Кадр из фильма "Соврешь - умрешь"
Кадр из фильма "Соврешь - умрешь"

О детских комплексах, школьных предательствах, неразделенной любви, противостоянии социальных классов, понимании и, конечно, прощении рассказывает новый фильм Алана Догузова. Герои картины исповедуются перед парализованным одноклассником, которого они считают почти святым, в надежде найти ответы на "проклятые русские вопросы".

Пьесы Юрия Полякова с успехом идут в театрах, причем как в России, так и за рубежом. Более того, некоторое время назад в Москве прошёл фестиваль современной русской драмы "Смотрины", где все без исключения спектакли были поставлены по пьесам Полякова.

По его литературным произведениям было снято и немало фильмов, среди которых "ЧП районного масштаба", "100 дней до приказа", "Апофегей". Пополнила копилку кинолент новая картина Алана Догузова "Соврёшь-умрёшь", по пьесе "Одноклассники". 

Фильм рассказывает о встрече бывших учеников, собравшихся, чтобы отметить сороковой день рождения одноклассника Ивана Костромитина. Юбиляр уже много лет парализован и прикован к креслу – это следствие тяжелого ранения, полученного во время службы в армии. Поэтому практически всё действие фильма происходит в нескольких комнатах, что лишь повышает градус эмоционального напряжения на экране.

Собравшиеся в квартире бывшие одноклассники представляют собой срез российского общества, на одном полюсе которого олигарх, рвущийся во власть, а на другом – спивающийся поэт. Есть среди одноклассников и священник – его играет режиссёр картины. Ещё один герой – Борис Липовецкий, или "липа", приехал из Австралии, куда иммигрировал в поисках лучшей жизни, но, судя по всему, её так и не нашел.

Женская часть класса представлена двумя противостоящими героинями. Первая – эффектная блондинка, всё ещё мечтающая о большой и чистой любви, проводит время в объятиях богатых и знаменитых ухажёров. Её антипод – тихоня отличница, которая, влюбившись в откровенного хулигана, осталась одна с ребёнком, долгами и злобными кредиторами, поставившими несчастную барышню "на счётчик". Её избранник на экране так и не появился – ещё до начала картины он сбежал от "отличницы".

Бывшие соседи по партам оказались на разных ступенях социальной лестницы. Не случайно нищий поэт горько иронизирует по поводу слова "одноклассники" и, по сути, названия пьесы. По словам клошара-стихоплёта, в гости пришли скорее "разноклассники", представители буржуазии, пролетариата, духовенства, есть разночинцы и тонкая интеллигентская прослойка.

Название, с которым фильм вышел в прокат, расшифровать несложно. "Соврёшь – умрёшь" – это детская игра, или, если угодно, заклинание. При произнесении этой магической формулы человек обязан на любой вопрос говорить правду, только правду и ничего кроме правды. Так, словно заколдованные, герои картины постепенно достают свои "скелеты из шкафов".

Фильм "Соврёшь – умрёшь" можно сравнить с археологическими раскопками или даже классическим сеансом психоанализа. Постепенно автор пьесы, а вслед за ним и режиссёр картины, слой за слоем снимают пласты человеческих комплексов. А комплексы эти тянутся к школьному прошлому, к списанным или несписанным контрольным, робким чувствам любви, привязанности и детскому предательству.

Ко второй части фильма, когда герои, нагрузившись изрядным количеством спиртного, начинают опускаться всё глубже и глубже в пучины детских страхов, события начинают развиваться с фантастической скоростью.

В свете открывающихся секретов, положение вещей стремительно меняется – не успевает отгреметь одно признание, как за ним следует другое, касающееся еще более глубокой тайны. Оказавшись в этом калейдоскопе правды, герои теряют ориентацию в пространстве и времени и, может быть, даже на мгновение лишаются рассудка.

Некоторые тайны касаются и Костромитина, но он недвижно взирает на эту диалектику человеческих страстей. Каждый приходит к нему с исповедью. Ведь, кажется, будто он застыл где-то между жизнью и смертью, и быть может, уже одним глазом видит ангелов. Время для него остановилось в тот момент, когда раздался роковой взрыв. К нему, как к последнему судье, обращаются все герои пьесы, они просят его понять и простить их прегрешения как по отношению к нему, так и по отношению ко всему миру.

Однако понимает ли судия героев фильма и прощает ли их, никто не узнает. Избавиться от паралича Ивану Костромитину, скорее всего, уже не суждено.

Что: фильм "Соврёшь – умрёшь"
Режиссёр: Алан Догузов
Премьера: 23 мая 2016 года
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О КИНО

ДРУГИЕ СТАТЬИ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Творческие планы МХАТа им. А. М. Горького: традиции и развитие
Один день в Макондо. Спектакль на весь день
Симфонические драмы: концерты оркестра из Татарстана в Москве
"Война Анны" на "Белых слонах" отправится к "Золотому орлу"
Любите друг друга как в "Квадратуре круга": о новом спектакле Московского ТЮЗа
Новости кино
ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть