Фестиваль "Мультимир" открывает лето на ВДНХ
26 мая 2019
"Нано-опера". Заключительный гала-концерт.
26 мая 2019
Петр Тодоровский: какая чудная игра!
24 мая 2019
"Нано-опера", день четвёртый, финал. Массовые сцены.
24 мая 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

24 марта 2016 11:43

Праздник детства и добра

Корреспондент Ревизор.ru делится впечатлениями от "Суздальфеста"

© Ревизор.ру / Евгения Пикулёва
© Ревизор.ру / Евгения Пикулёва

Открытый фестиваль анимационного кино "Суздальфест" прошёл 16-20 марта. Для того, чтобы передать читателям Ревизор.ру полный спектр эмоций от мультпраздника, наш корреспондент перешёл на духовную – мультипликационную – пищу и не спал почти неделю, стараясь максимально насытиться атмосферой смотра.

"Суздальфест" бросил якорь на Владимирской земле 15 лет назад. За эти годы мультипликационная семья расширилась, обросла молодыми режиссёрами, аниматорами, композиторами, критиками. И сегодня "фест" напоминает скорее встречу старых друзей, на которую мэтры анимации приезжают со своими детьми и внуками. А как иначе? Большая часть мультфильмов создается именно для маленьких зрителей, и их реакция помогает ясно понять, удалось ли попасть в цель.
 
Уже на второй день фестиваля стало понятно, что отсмотреть даже все конкурсные ролики не простая задача: показы начинались в 10 часов утра, а заканчивались далеко за полночь. Зал на 500 человек за несколько минут забивался "под завязку", и опоздавшим приходилось вставать вдоль стен или садиться на ступеньки. На третий день практически безостановочного просмотра  мультфильмов  мне начали сниться отрисованные сны. Глаза не выдерживали, но душа требовала еще, и я просто не могла вытащить себя из зала. Было много историй о добре, дружбе и взаимопомощи, но были и грустные истории о смерти и войне – не хотелось упустить ни одну.

© Ревизор.ру / Евгения Пикулёва

Дорогу молодым
 
Перед самым началом показов программный директор фестиваля Наталья Лукиных отметила, что в этом году на смотре больше всего студенческих и дебютных работ. По её словам, анимационное сообщество стало молодеть: всё чаще на фестиваль присылают свои работы молодые ребята, заставляя потесниться маститых авторов.
 
На удивление ленты начинающих аниматоров во многом оказались сильнее и интереснее  картин известных авторов. Возможно из-за того, что молодым режиссёрам ещё не пришлось пройти длинный путь жизненных и профессиональных разочарований, они полны светлых надежд и мечтаний изменить мир, и поэтому их фильмы – это и искренняя радость, и любовь, и страсть, и вера в человечество.

Из студенческих работ, рассказывающих о дружбе, больше всего мне запомнилась картина "Птичка" студентки школы-студии "Шар" Екатерины Филипповой. История о том, как встретились две противоположности – маленькая чёрная птичка и большой бегемот – став лучшими друзьями. Дебютная работа, после которой на душе становится светлее – "Морошка" Полины Минченок – тоже о дружбе, но на этот раз между девочкой и волком, который после заботы своей подруги из дикого хищника превращается в почти домашнего зверя, отказывается есть овец и с удовольствием уплетает блинчики да ягоды.

Кадр из мультфильма "Морошка"
 
Есть и фильмы, которые долго не выходят из головы и заставляют вновь и вновь возвращаться к ним. Например, "Кукушка" Дины Великовской, которую можно было посмотреть в рамках "Открытой премьеры" – о птице, которая каждое утро встаёт и преследует солнце, пока то не зайдёт за горизонт. Прекрасная по красоте и смысловой наполненности картина взяла несколько призов. Видно было, что эта история глубоко личная – режиссёр на вручении наград призналась, что "Кукушка" ей приснилась в сложный период жизни.

Кадр из мультфильма "Кукушка" 

Поразил качеством исполнения фильм "Дети будущего спят", снятый 20-летним Иваном Гопиенко. Лента о том, как люди заснули и отдали машинам власть над миром, наполнена мелкими деталями, фильм то и дело хочется поставить на паузу, чтобы внимательно их рассмотреть. И хотя на обсуждении студенческих и дебютных работ мэтр анимации, автор "Ёжика в тумане" Юрий Норштейн был недоволен излишней компьютерностью ленты, другой мастер – Михаил Тумеля – признал, что в столь юном возрасте не смог бы снять картину такого уровня.

Кадр из мультфильма "Дети будущего спят" 
 
Конечно, мои впечатления очень субъективны, но восхищение зрителя разделяют и члены жюри авторского кино. Например, режиссёр Алексей Дёмин считает, что молодые ребята "хотят рисковать и, следуя своим собственным правилам, могут выходить в совершенно космические пространства".
 
А Наталья Лукиных отметила, что если студенческие работы продолжат составлять мощную конкуренцию признанными авторитетам, то, возможно, молодым на фестивале будет уделяться больше внимания. В этом году приходилось "резать по живому", отсекая прекрасные работы, посетовала она.
 
Целая жизнь в паре минут

Поражают короткометражки – удивительно, как всего за пару минут, пока длится картина, раскрывается целый мир, и фантазия аниматора обретает жизнь на экране. Главный триумфатор смотра – получившая Гран-при картина "До любви" Игоря Ковалёва, хоть и длится 20 минут, но смотрится на одном дыхании. Автору наверное так не показалось – на создание этой истории у него ушло около десяти лет.
 
Кадр из мультфильма "До любви"

Лавры собрал и мультфильм "Питон и сторож" – режиссёр Антон Дьяков четыре раза поднимался за наградой. История о странной дружбе между змеёй и работником зоопарка по-своему трогательна. Обстоятельства складываются так, что они начинают вместе жить: вместе едят рыбу и пьют пиво в кабаке, ходят в баню, а потом едут отдыхать в Крым.

Среди короткометражек лучшей, по версии жюри, стала проникновенная лента "Мама-цапля". Одинокая птица берет под крыло зверят, оставшихся без мамы: щенка, утёнка и даже медвежонка. Прекрасный добрый мультфильм, который надо показывать каждому ребёнку, потому что он учит человечности.

Кадр из мультфильма "Мама-цапля"
 
"Длинные" мультфильмы стали настоящим событием этого года. Прошлому "Суздальфесту" не удалось собрать достаточно картин для выбора лучшей. А в этом году до фестиваля доехали шесть полнометражных лент: "Савва. Сердце воина", "Крепость. Щитом и мечом", "Арвентур", "Три Богатыря. Ход конём", "Тайна Сухаревской башни. Чародей равновесия" и "Снежная королева-2. Перезаморозка", которая и стала победителем.
 
И это еще не всё. "Суздальфест" в этом году был богат сериалами и прикладной анимацией, к которой обычно относят рекламу, телевизионные заставки или музыкальные клипы. Пожалуй, самой яркой работой среди последних стала "Совы нежные" – руку к её созданию приложили двадцать режиссёров! Поскольку "сов" показали под занавес смотра, зрители легко угадали авторские штрихи Саши Свирского, Михаила Тумели, Алексея Будовского и других.

 
Большая часть сериалов, по моему мнению, тоже достойны дойти до широкого зрителя – уверена, что они понравятся ребятам. Особо запомнились "Аркадий Паровозов спешит на помощь" – о русском супергерое, который выручит в любой ситуации; и "Шарлотта и Кваксон" – о юной сыщице и её спутнике-лягушонке. Последний стал выбором зрителей в рамках "Открытой премьеры" и получил приз за большой международный потенциал.

Кадр из сериала "Шарлотта и Кваксон"
 
Больше, чем смотр
 
"Суздальфест" – это не просто профессиональный смотр вышедших за последний год картин и место встречи друзей-аниматоров. Это ещё и площадка для дискуссий о состоянии современной мультипликации и бизнес-презентаций. В частности, здесь встретились учителя-аниматоры и представители студий, выпускающих ролики на YouTube, а директор форума "Таврида" рассказал о предстоящей "анимационной смене" и пригласил на неё молодых режиссёров. Прошли на "фесте" и мастер-класс для сценаристов, и философский семинар, где культурологи, психологи и философы рассуждали – является ли анимация искусством.
 
Но несмотря на обширную деловую программу у "Суздальфеста" есть душа, своя особая атмосфера. Она ощущается с того момента, как ты садишься в автобус, в котором едешь в Суздаль бок о бок с творцами твоих любимых с детства мультиков и с теми, кто вот-вот станет кумиром для нового, подрастающего поколения.
 
© Ревизор.ру / Евгения Пикулёва

Это был настоящий праздник, он был во всём. Даже гостиничный комплекс был сказочно украшен: ковры в шахматную клетку, бумажные замки, дорожки-лабиринты... Творчески проходили и вечера: пели Сергей Никитин и Юлий Ким; аниматоры рисовали картины в главном холле и там же продавали свои поделки и книги. Самых маленьких гостей приобщали к ремеслу учителя студии "Мультёнок" – к окончанию "феста" они сделали мультфильм, который показали на церемонии закрытия на большом экране кинозала.
 
Что дальше?
 
Этот вопрос не давал мне покоя весь "Суздальфест". На показе было представлено просто невероятное количество работ, о которых хочется рассказать – они вполне могут стать в один ряд с любимыми мультиками всех россиян. Но многие не доходят до широкой публики, особенно авторский "короткий метр" – его сложней всего продать. Однако после бизнес-сессий, где присутствовали прокатчики, представители онлайн-кинотеатров, которые с рвением и горящими глазами искали молодые таланты, стало понятно, что ситуация меняется: качественные отечественные мультфильмы, где нарисованные герои говорят с нами на одном языке, вот-вот найдут своих зрителей.

Кадры из мультфильмов предоставлены оргкоммитетом фестиваля "Суздальфест"
"Суздальфест" является официальным мероприятием Года российского кино
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О КИНО

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Все цвета Джаза"
"Нано-опера". Заключительный гала-концерт.
Фестиваль "Мультимир" открывает лето на ВДНХ

В Москве

"Нано-опера", день четвёртый, финал. Массовые сцены.
Сиятвинда, "Моцарт и Сальери" в гостях у "Солистов Москвы"
Петр Тодоровский: какая чудная игра!
Новости кино
ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть