"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024
Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

30 января 2020 15:15

Проблемы российской киноиндустрии. Показатели неутешительны

Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии 2019: отрасль стагнирует

Фото: novosibirsk.gilmon.ru
Фото: novosibirsk.gilmon.ru

Аналитический отчет о динамике предпринимательских настроений в киноиндустрии в 2019 году (Индекс ПрофиСинема), включающий сравнительный анализ изменения Индекса за последние 10 лет, демонстрирует негативные тенденции.

2019 год ознаменовался низкими показателями Индекса предпринимательских настроений в киноиндустрии (прим. ред: показатель, характеризующий текущее состояние той или иной киноотрасли и прогнозирует изменение её положения), показав в некоторых месяцах худшие значения за всю историю наблюдений. Дистрибьюторы год за годом снижают свои оценки, и в прошлом году они были особенно пессимистичны, что во многом связано с активным государственным вмешательством в сферу кинопроката. Системные проблемы отечественного кинопроизводства в прошлом году также остались неразрешенными, что подтверждает необходимость комплексного подхода к их решению, включая продвижение. Налицо классическая картина стагнации. 

Прогнозы экспертов на 2020 год неутешительны и связаны с многочисленными факторами, включая отсутствие в прокате большого количества крупных блокбастеров, возможным регулированием дат релизов, увеличением бюджетов кинопроектов и многим другим. 

Рис.1 Сводный Индекс ПрофиСинема. Фото: ПрофиСинема

Большую часть 2019  года  Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии, учитывающий настроения в кинопоказе, кинопрокате и кинопроизводстве  был ниже многолетних средних показателей, а в марте, апреле, июне и ноябре побиты минимальные значения за последние несколько лет. Важно, что столь низкие показатели продемонстрированы в год, когда российская экономика в целом росла, пусть и невысокими темпами, в том числе и покупательная способность – важнейший фактор для киноотрасли.

 Рис. 2 Индекс ПрофиСинема в кинопрокате (дистрибьюции). Фото: ПрофиСинема
 
Кинопрокатчики последовательно понижают свои оценки начиная с 2016 года. Однако, если в 2017 только 4 месяца из 12 провалились ниже многолетних средних, то в 2018 – 9 месяцев.  В 2019 году эксперты ниже средних оценили 11 месяцев, а 4 оказались худшими за всю историю наблюдений (Рис.2). Отметим, что начало снижения оценок дистрибьюторами по времени практически совпало с активным государственным вмешательством в сферу кинопроката.
 
Минкульт, устанавливая весьма специфические правила игры — возрастные ограничения, по-разному применяемые к отечественным и зарубежным проектам; изменение правил выдачи прокатных удостоверений; очистка дат под российские релизы — нарушил баланс сил, сделал его менее конкурентным.

Фото: www.youtube.com

Нерыночные меры осложнили работу малых и средних дистрибьюторов с иностранными релизами, сделали их бизнес неустойчивым, а график релизов непредсказуемым. Кинотеатры в такой ситуации предпочитают работать вдолгую с крупными проектами больших дистрибьюторов или напрямую с производителями. Все это привело к расслоению рынка. На долю небольших компаний остались лишь релизы фестивальных картин, да немногочисленные российские и иностранные релизы класса B, количество и доля в сборах которых сокращается. Несколько средних и мелких дистрибьюционных компаний были вынуждены уйти с рынка за последние несколько лет.
 
Интересно, что при столь мощной государственной поддержке, в 2019 году доля кассовых сборов российских фильмов упала по сравнению с 2018.


Рис.3. Индекс ПрофиСинема в кинопоказе. Фото: ПрофиСинема
 
Кинопоказчики в 2019 были несколько оптимистичнее, чем дистрибьюторы. С одной стороны, Индекс предпринимательских настроений в кинопоказе на протяжении семи месяцев оставался выше средних многолетних значений, с другой стороны, дважды – в марте и ноябре пробиты многолетние минимумы, а максимумы остались непревзойденными (Рис.3). Отметим, что по оценкам экспертов 2019 год был богат на крупные голливудские франшизы, благодаря которым кинотеатрам удалось поддерживать заполняемость залов на протяжении долгого периода времени.
 
Рынок кинопоказа также значительно изменился за последние несколько лет. Покупательная способность населения, падавшая после 2014 года, чуть подросла в 2019, но остается на очень низком уровне. При стоящих на месте ценах и стагнирующем спросе операционные издержки растут. Кинотеатры оказались в условиях, режущих рентабельность"ценовых ножниц". Несетевым кинотеатрам все сложнее выжить в этих условиях. Средний срок окупаемости кинотеатров увеличился с 3–5 лет до 10–20 лет, что в российских условиях означает"никогда". Как и на рынке дистрибьюции, мы видим здесь процессы укрупнения и увеличения доли кинотеатральных сетей.

 Рис.4 Индекс ПрофиСинема в кинопроизводстве. Фото: ПрофиСинема
 
В кинопроизводстве Индекс оказался выше многолетних среднегодовых значений. Однако, абсолютные показатели индекса большую часть года оставались в интервале 5 – 5,5 баллов (Рис.4). Это свидетельствует, что системные проблемы отечественного кинопроизводства остались неразрешенными.
 
Выстроенная государством поддержка производства ориентирована исключительно на крупные проекты, да и те далеко не всегда собирают кассу, и оставляет за бортом средние и малые релизы.

Фото: svopi.ru
 
Помимо кассовых сборов в киноиндустрии есть еще не менее важные показатели, такие как окупаемость проекта. В 2019 году из почти 150 картин коммерчески успешными оказались только 9. Чем больше бюджет фильма, тем сложнее его отбить в прокате. Небольшим производящим компаниям хронически не хватает денег на маркетинг и рекламу.
 
Эксперты отмечают, что в области кино нужна внятная стратегия, которая бы затрагивала не только производство, но и продвижение. А вместо этого в официальных отчетах подчеркиваются успехи отдельных картин, которые собирают кассу. 
 
Прогноз экспертов на 2020 год

В 2020 году значительно меньше потенциальных блокбастеров, как отечественных, так и зарубежных. Это может привести к общему падению посещаемости и кассы российских кинотеатров. На снижение количества кинозрителей продолжит влиять бурный рост онлайн-платформ, предлагающих большой выбор премиального контента, а также низкая покупательная способность населения и старение (сокращение) кинотеатральной аудитории.
 
Киноиндустрия в целом в значительной степени будет зависеть от того, какую стратегию изберет государство и Минкульт, как суперрегулятор. С середины января 2020 года в России новый глава Минкультуры. Если политика по созданию нерыночных преференций для российского кино продолжится, то это также может не лучшим образом сказаться на посещаемости кинотеатров. Если обещанная экс-министром Мединским расчистка дат на майские праздники будет реализована, то российские кинопоказчики будут искусственно посажены на голодный паек – заявленные на эти даты отечественные релизы по оценкам экспертов не способны привести в кинотеатры достаточную для поддержания рентабельности аудиторию.

Фото: moi-portal.ru
 
В кинопрокате, вероятнее всего, мы увидим продолжение процессов предыдущих лет, то есть дальнейшее увеличение доли крупных дистрибьюторов, сокращение доли малых и средних релизов.
 
Эксперты указывают на проблему, которая уже оказывает эффект на кинопроизводство и будет продолжать влиять в следующем 2021 году. Активный рост российских сервисов, производящих свой контент, приводит к усилению конкуренции за персонал, участвующий в создании контента. Возник дефицит персонала второго эшелона, а за ведущих режиссеров, сценаристов, операторов развернулась настоящая борьба. Это приводит к увеличению затрат на оплату труда и соответственно бюджетов, особенно средних и малых картин. Этот фактор негативно отразится как на количестве отечественных релизов (но, скорее всего, уже в 2021 году), так и на их качестве.
 
Об Индексе предпринимательских настроений в киноиндустрии

Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии ПрофиСинема формируется на основе оценок ведущих экспертов отрасли, опрос которых проводится ежемесячно.

Автором постоянной рубрики является главный редактор портала ПрофиСинема Нина Ромодановская.
 
Экспертами выступают представители около 100 компаний: производственных дистрибьюторских и кинотеатральных, таких как Профит, Марс Медиа, Союзмультфильм, Большое кино, Каро, SPPR, ЦПШ, UPI, Стар Синема, Киноплекс, Мори Синема и многих других.

Фото: izhevsk.sm-news.ru

Эксперты выставляют оценки, руководствуясь рядом критериев. Для экспертов в области кинопроизводства важную роль играют объемы производственных бюджетов картин, количество выпускаемых фильмов, а также перспективы завершения проектов, находящихся на стадии производства. Среди критериев экспертов-дистрибьюторов — объем кассовых сборов, количество посещений и конкуренция на рынке дистрибьюции, а экспертов-кинопоказчиков — количество посещений, качество фильмов и их количество в прокате, а также покупательная способность зрителей и конкуренция на рынке кинопоказа.
По результатам опроса формируется индекс по каждому направлению киноиндустрии: кинопроизводства, дистрибьюции, кинопоказа. 

По материалам пресс-службы ПрофиСинема
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть