VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Простые советские роли Михаила Пуговкина

К столетию со дня рождения любимого народом киноактера.

Одни из самых узнаваемых ролей Михаила Пуговкина. Источник: tsdbklimovo.ru
Одни из самых узнаваемых ролей Михаила Пуговкина. Источник: tsdbklimovo.ru

Несколько дней назад, 13 июля, отмечался 100-летний юбилей со дня рождения замечательного советского и российского актёра театра и кино Михаила Пуговкина. Прекрасный и запоминающийся артист, которого мы знаем и любим, участвовал в съёмках более сотни художественных работ. Прожив долгую и интересную жизнь, полную разных ролей в театре, кино и на телевидении, известный актёр умер в возрасте 85 лет в 2008 году. Михаилу Пуговкину в эти дни многие издания посвящают материалы. Он из числа тех художественных явлений, о которых невозможно сказать слишком много.

Пуговкин оставил после себя немалое творческое наследие. Таким количеством художественных картин, в которых отличился Михаил Пуговкин, мало кто может похвастаться. На его счету около 150 сыгранных главных и второстепенных персонажей в кинофильмах и театральных постановках. Тем не менее, большинство "пуговкинских" ролей были по факту второстепенными. И даже эпизодическими. Однако – вот парадокс! – порой из целого фильма запоминались именно они.
 
Михаил Пуговкин очень рано увлёкся актёрским мастерством. Ещё с дошкольных лет он плясал и пел частушки, и ему уже сызмальства прочили творческую карьеру. В 15 лет Пуговкин перебрался с роднёй из села Костромской губернии в Москву, где юноша учился ремеслу у работяг на промышленном заводе. Но творческая личность в молодом таланте не утихала: после работы Пуговкин посещал драматический кружок в Клубе имени Каляева под руководством народного артиста РСФСР А. Шатова. После одного из спектаклей парня заметил режиссёр Фёдор Каверин, который возглавлял тогда Московский драматический театр, и пригласил Пуговкина к себе играть во вспомогательном актёрском составе.
 
Михаил Пуговкин в 1939 году. Источник: tur-films.ru
 
Оценив парня на профессиональной сцене, Пуговкину предложили сняться в киноленте "Дело Артамоновых" по мотивам одноимённого романа Максима Горького. Второстепенная роль купца Степаши Барского стала для юноши дебютной в мире кинематографа. Драматичности дебюту актёра добавили исторические события: съёмки фильма проходили в 1941 году, а эпизод с участием Пуговкина закончили снимать 22 июня того же года — в первый день Великой Отечественной войны. Спустя несколько недель молодой парень ушёл добровольцем на фронт, где провёл в опасных точках около двух лет. Получив тяжёлое ранение, он по состоянию здоровья вынужден был вернуться "на гражданку", где продолжил свою творческую деятельность. Поначалу Михаил Пуговкин выступал в Московском театре драмы, который как раз вернулся в столицу из Ташкента после коренного перелома на фронте. Возможно, личный болезненный опыт времён войны сподвиг Пуговкина заняться комедией, дабы превозмочь трагедию и представить миру такие лёгкие и радостные образы.
 
Михаил Пуговкин в 1943 году. Архивное фото
 
В 1950-1960-х годах театральный артист решился полностью уйти в мир кинематографа. Михаил Пуговкин стал мастером воплощения различных образов и успешно справлялся с ролями, отражающими повседневную советскую жизнь. Ничего экстраординарного в этих образах не было, но сыграны они были просто великолепно. Максимально точно передавая характер персонажа, Пуговкин показывал зрителю суть советской действительности и что она из себя представляла.
 
Так, например, одну из самых запоминающихся многим поколениям его ролей он воплотил в жизнь в комедии Гайдая "Операция “Ы” и другие приключения Шурика". Его образ прораба, руководящего стройкой, проникнут идеалами социалистической стройности и настойчивостью. В попытках приучить к труду тунеядца, отбывающего 15 суток на исправительных работах, прораб под шум шлифования паркета читает ему целую лекцию о советских достижениях в науке и технике, полётах в космос и великой советской культуре. Образ, хоть и комедийный, но показывал пример трудолюбия, преданности своему делу и преодоления трудностей в построении новой жизни. Некоторые зрители даже разглядели в прорабе Пуговкина ироничный шарж на Никиту Хрущёва.
 
Кадр из фильма "Операция “Ы” и другие приключения Шурика". Фото: Мосфильм
 
Тема простых советских и понятных для зрителей образов продолжалась также в работе Михаила Пуговкина в фильме "Солдат Иван Бровкин". Там актёр мастерски передал характер Захара Силыча — простого заведующего гаражом в колхозе. Жители Страны Советов хорошо знали, что завгары, как и все сотрудники, связанные со снабжением и имевшие доступ к дефицитным материалам, "простыми" не считались. К ним относились с пиететом и старались дружить в надежде на "услуги". Но Пуговкин сыграл человека с простыми житейскими ценностями. Его герой демонстрировал заботу о машинах и людях, которые с ними работали, а также отличался честностью и ответственностью в своём деле. Так, он занимался воспитанием главного героя, Ивана Бровкина, и даже учил его водить машину, при этом Бровкин как-то умудрился утопить новенький колхозный грузовик. В этой роли Захар Силыч символизировал работу коллективного хозяйства и показывал, как важно бережно относиться к общим ресурсам и общей судьбе.
 
Кадр из фильма "Солдат Иван Бровкин". Фото: Мосфильм
 
К счастью, за всю свою актёрскую карьеру Пуговкин изображал не только простаков из рабочего класса. В очередной комедии Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию", по праву ставшей легендой, артист примерил на себя роль напыщенного кинорежиссёра Карпа Савельевича Якина. Олицетворяя элиту московской киноиндустрии, с явной претензией на талант и невероятную популярность, Пуговкин показал человека, который гонится за славой и вниманием к себе, забывая о творчестве и базовых мирских ценностях. В образе Якина он высмеял самомнение и самодовольство, характерные для части советской творческой интеллигенции в те времена, однако явно не сравнимые с поведением и нравами "настоящего живого царя".
 
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Фото: Мосфильм
 
В целом, многие роли Михаила Пуговкина, связанные с жизнью простых советских людей, символизировали такие характерные черты, как трудолюбие, коллективизм, ответственность и честность. Они позволяли зрителям увидеть жизнь обычных граждан и вдохновляли на подвиги в социалистическом строительстве и развитии страны. Некоторые роли являлись примерами недопустимого для советского человека характера и образа мышления (тот же отец Фёдор в "Двенадцати стульях" Гайдая). Эти сатирические образы имели важное значение для советской культуры, поскольку отражали не только неоднозначное видение социалистических идеалов, но и позволяли точно считывать через Пуговкина, какие моральные качества притягивают к персонажу либо отталкивают от него.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть