"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024
Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Режиссер и поэт Пьер Паоло Пазолини

"Ревизор.ru" – к столетию со дня рождения кинематографиста.

Пьер Паоло Пазолини. Фото: Википедия/общественное достояние
Пьер Паоло Пазолини. Фото: Википедия/общественное достояние

Режиссер Пьер Паоло Пазолини был одним из самых эпатажных кинематографистов не только Италии (где вообще-то в своеобразных деятелях искусства недостатков не было), но и мира. А его убийство входит в число крупнейших криминальных загадок ХХ века. Кинорежиссёр, поэт и прозаик явился в этот мир в Болонье 5 марта 1922 года.

Пьер Паоло Пазолини родился и вырос в католической семье. Что не мешало ему открыто признаваться в своем атеизме, разделять марксистские убеждения, "нападать" на папскую церковь, в том числе в художественной форме, и совмещать христианство с коммунизмом. Он пытался сочетать марксизм с учением Христа, и это выглядело эксцентрично, если не сказать грубее. Его прочтение библейских и евангельских мифов отличались нестандартностью. Как и натура деятеля искусства. Скажем, он не скрывал своей тяги к мужчинам. В 1956 году выпустил роман "Шпана" о люмпен-пролетариате – явно не самая популярная тема. В 1957 году сборник стихов Пазолини "Пепел Грамши" удостоился премии Виареджо. Отметим и то, что осенью 1958 года по приглашению Союза советских писателей Пазолини приезжал в Москву и участвовал в литературной конференции. Судя по всему, на том мероприятии не звучало, что Пазолини исключили из итальянской компартии за его интерес к мальчикам.

Слава нашла Пазолини задолго до того, как он открыл для себя кино. С 17 лет он писал стихи и закономерно поступил в Литературный колледж Болонского университета. Первые публикации последовали в 19 лет. К слову, стихи Пазолини входят в школьную программу в Италии. Он считается новатором поэзии на фриульском языке и являлся создателем "Малой академии фриульского языка" (речи родных мест его матери). Но на этом языке Пазолини говорил со своими соотечественниками. С миром он "общался" на интернациональном языке кино.

Карьеру кинематографиста Пазолини начинал с труда сценариста. В 1950-х годах он написал сценарий к таким фильмам, как "Женщина реки" Марио Сольдати с Софи Лорен и "Пленник гор" Луиса Тренкера (в соавторстве с живым классиком Джорджо Бассани), "Горбун" Карло Лидзани (совместно с Серджо Читти) и сыграл в этом фильме роль. Пазолини создал сценарии для картин Мауро Болоньини "Кокетка Мариза", "Молодые мужья", "Бурная ночь", "Красавчик Антонио", "Дурацкий день". Писатель участвовал в написании сценариев для проектов других режиссеров – Джанни Пуччини, Франко Росси, Чечилии Манджини, Лучано Эммера и пр.

Некоторое время Пазолини был дружен с Федерико Феллини. Он приложил руку к сценариям прославивших режиссера картин "Ночи Кабирии" и "Сладкая жизнь" (в некоторых, наиболее вызывающих сценах). Но два мастера не поладили во время съёмок "Аккатоне" – первого фильма Пазолини, основанного на его собственном романе о жизни римского "дна". Феллини не одобрил уже снятые сцены, они разошлись. Пазолини не стал унывать: у него вошло в практику самому снимать себя. Так по сценариям автора Пазолини режиссер Пазолини в 1960-е годы поставил фильмы "Мама Рома", "Теорема", "Птицы большие и малые", "Свинарник". Кстати, в картине "Птицы большие и малые" впервые появился юный Нинетто Даволи, ставший для режиссера больше, чем актером. "Любовь" их кончилась быстро, а творческое содружество затянулось.


Кадр из фильма "Птицы большие и малые". Фото: ru.kinorium.com

Отсняв все собственные труды, Пазолини перешел к классической литературе. Он давал новые кинематографические трактовки первоисточникам в лентах "Царь Эдип", "Декамерон", "Кентерберийские рассказы", "Медея" и даже "Евангелие от Матфея". Фильмы 1970-х годов "Декамерон", "Кентерберийские рассказы" и "Цветок 1001 ночи" составили так называемую "Трилогию жизни". Режиссер безбожно (намеренно) осовременивал сюжеты, тексты и посылы. Легенда о Содоме и Гоморре и ее "кавер-версия" от мариказ де Сада легли в основу фильма "Сало, или 120 дней Содома", не исключено, стоившего деятелю искусства жизни. Действие этого дважды мифа разворачивалось в вымышленной фашистской Республике Сало. Но она была, видимо, настолько узнаваема, что по ходу работы над лентой Пазолини поступали угрозы от носителей этих взглядов.

Революционность Пазолини в кино состояла и в режиссерском "почерке". Он любил снимать непрофессиональных актёров, например, своих друзей. Деву Марию в "Евангелии от Матфея" сыграла пожилая мать режиссёра. А еще он любил вводить в картины "физическое начало", яркую телесность.


Кадр из фильма "Сало, или 120 дней Содома". Фото: ru.kinorium.com

Пьер Паоло Пазолини был найден мертвым 2 ноября 1975 года в Остии около Рима. Вид его трупа свидетельствовал о преднамеренном и жесточайшем убийстве, на теле сохранились следы прижизненных увечий, а потом по нему несколько раз проехала машина. Это преступление считается нераскрытым. По горячим следам посадили 17-летнего Джузеппе Пелози, который в 2005 году "вспомнил", что не убивал режиссера, а только видел, как с ним расправились трое других молодых людей.

Первой версией была, конечно же, месть итальянских фашистов за фильм "Сало". Предположительно к неофашистской клаке примыкал Пелози – или что-то знал. В равной степени не исключено, что Пазолини убили левые группировки за его стихотворение 1968 года "Компартия — молодёжи!", наверное, самое одиозное в наследии поэта. Несмотря на свои левацкие взгляды, Пазолини выразил сочувствие полицейским, подавлявшим студенческие бунты. Это вызвало критику и даже ненависть в студенческой среде. Автор объяснял, что его стихи нельзя читать прямолинейно, что он предлагал бунтарям одуматься и от стихийного мятежа перейти к планомерной революционной борьбе – но остался непонятым. Наконец, есть третья версия, вовсе не политическая: якобы Пазолини стали доступны кое-какие секреты одной из итальянских нефтегазовых компаний, и он начал писать о них. Возможно, нефтяники поспешили заткнуть ему рот самым радикальным способом. Иными словами, прошло почти полвека с того момента, как Пазолини упокоился на кладбище коммуны Казарса-делла-Делиция, но ясности в гибели режиссера нет как нет.

К этому волнующему сюжету обращались многие более молодые коллеги Пазолини. Так, Абель Феррара в 2014 году снял байопик "Пазолини" с Уиллемом Дефо про конец жизни кинематографиста и его физическое уничтожение. Мировая премьера прошла в том же году в рамках основной конкурсной программы Венецианского кинофестиваля. Ту же тему раскрывал бывший ассистент и друг Пьера Паоло Пазолини Давид Греко в картине 2016 года "Козни. Последний сюжет Пазолини". В роли Пазолини снялся Массимо Раньери.


Кадр из фильма "Козни. Последний сюжет Пазолини". Фото: priormovie.com

Увы, художественное переосмысление ужасного финала режиссёра не помогло приблизиться к разгадке. Но оно явно порадовало бессмертную душу кинематографиста – ведь, будучи ярым атеистом, он не отрицал основ религиозных учений, считая их основной народной мудростью. Да и столь брутальные сюжеты наверняка были бы приятны Пазолини…
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть