Игор Игор'евич и BOLIVAR BRASS QUARTET
4 мая 2024
Не человек, а "Царь-рыба”
4 мая 2024
Странствия Горького. Спектакль "По Руси".
3 мая 2024
Любовь и смерть в Вероне
3 мая 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

7 августа 2023 12:30

Снегирь над морем не летает

Специально для "Ревизора.ru".

Постер фильма "Снегирь" (2023). Фото: kino-teatr.ru
Постер фильма "Снегирь" (2023). Фото: kino-teatr.ru

Фильм "Снегирь" Бориса Хлебникова – это производственная драма из жизни мурманских рыбаков с социальной подкладкой. Что и говорить, 50-летний Хлебников ("Коктебель", "Одиночное плавание", "Аритмия" и многих других проектов, включая сериал "Озабоченные") сегодня претендует на звание главного российского кинорежиссера поколения "детей" (если "отцами" считать ныне здравствующих Михалкова и Сокурова). Особенно примечательны созданные в последние годы его совместные работы с Наталией Мещаниновой (на "Снегире" она сценарист). Можно вспомнить ту же "Аритмию", сериалы "Шторм", "Пингвины моей мамы" и др.

В основу фильма  положена книга Георгия Владимова "Три минуты молчания", от которой мало что осталось. Например, исчез главный герой, от лица которого и ведется рассказ. Собственно, из всей книги взят только один эпизод – со штормом и спасением норвежских рыбаков.


Александр Робак в фильме "Снегирь". Фото: posletitrov.ru.

Итак, на небольшое судно, траулер "Снегирь" на практику приходят двое "салаг", Максим и Никита (тут отметим работу сына Хлебникова, Макара, как раз в роли Никиты – чем-то он похож на незабвенного "Курьера"). А на траулере свой, давно спаянный коллектив, представленный яркими, резко очерченными типажами (это главная, и очень большая, удача режиссера – герои Александра Робака, Тимофея Трибунцева, Евгения Сытого и других составляют гармоничный, реалистичный, хотя и на грани карикатуры, ансамбль). Если коротко, бывалые рыбаки (хорошие, в сущности, интересные, яркие люди), мальчишек принять не готовы. Вернее так: готовы принять, перемолов, приспособив к себе. У одного, Максима, "перемолоться" получается. У Никиты – нет, что отчасти и ведет к большой трагедии… Почему люди, не просто хорошие, но и прямо героические, оказываются эмоционально глухи и жестоки не к "своим"? Вот один из главных вопросов фильма, не имеющий, естественно, однозначного ответа.

Действие происходит в декорациях, сделанных по-советски достоверно  (известно, что съемочная группа крайне тщательно прорабатывала бытовые детали, например, предварительно фиксируя все детали реальных плаваний на документальную камеру, а потом воспроизводя в кадре). Картины быта и нелегкой работы рыбаков весьма убедительны.  Плюс прямо голливудский по размаху эпизод шторма и действительно  героического спасения норвежских рыбаков… Смотрится все на одном дыхании.


Никита. Фото: afisha.ru.

Однако очевидно, что для режиссера все это не главное, внешний антураж таковым и остается (с тем же успехом Хлебников мог бы снять фильм не про рыбаков, а, например, про вахтовиков Крайнего Севера). Режиссер постоянно педалирует именно социальные смыслы, в итоге выходя даже на некое обобщение: все у нас в России не так, для нормальной жизни мы не годны, друг к другу жестоки, полны комплексов и злобы – зато в "минуты роковые" демонстрируем чудеса.  Стоило ли ради такой заезженной мысли волну, в прямом и переносном смысле, гнать? Лучше бы Хлебников оставался в рамках "процедурала" (как нынче называют "производственный роман") с элементами катастрофы, и то и другое у него получается отменно. А смыслы… что ж, можно их внедрять и не напрямую. Сегодня ведь и для публики актуальнее (если брать советское кино, которое Хлебников любит и многим традициям которого следует) скорее "Путь к причалу", чем "Остановился поезд". Кто скажет, что фильм Данелии "хуже", "глупее" чем фильм Абдрашитова? А Никиту, этого нежного снегиря в чужом птичнике, действительно жалко, и это одно из достижений фильма.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Игор Игор'евич и BOLIVAR BRASS QUARTET
Не человек, а "Царь-рыба”
Странствия Горького. Спектакль "По Руси".

В Москве

Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть