Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Страх по-итальянски: какими были хорроры в Италии 80-х

Смотрим "Суспирию" Дарио Ардженто, восторгаемся "красивыми" убийствами и сравниваем с "Суспирией" Луки Гуаданьино

Фото: из открытых источников
Фото: из открытых источников

С момента выхода "Ребенка Розмари" прошло 9 лет. На пике популярности "Челюсти" Спилберга, "Омен" Ричарда Доннера и "Изгоняющий дьявола" Уильяма Фридкина. Каждая из этих картин страшная по-своему, каждая занимает достойное место в калейдоскопе мирового страха. Но что-то не так с Италией. Там – совершенно иной хоррор, тягучий, прекрасный и необычайно кровавый. Удивительным образом эта страна сформировала уникальный поджанр – "джалло", что в переводе с итальянского означает – "желтый".

Изначально термин "джалло" возник для описания ярких желтых обложек криминальных рассказов, широко публикуемых еще с 1930-х годов. Легкое чтиво имело колоссальный успех. Позднее всё больше издательских домов стали публиковать свои криминальные и детективные серии с желтыми обложками. Не стоит думать, что все эти книги были дешевками; среди "желторотых" оказались Агата Кристи, Эдгар Уолесс и Жорж Симеон. Таким образом, за словом "джалло" закрепилось значение криминальной составляющей.

Джалло – это типично итальянские хорроры-триллеры с поэтичными названиями, роскошной картинкой, эффектными кровавыми сценами, безликими убийцами в черных перчатках и обязательно – красотками-героинями, которых то и дело губит собственное любопытство. Это явление национальное, итальянское и мэтрами этого жанра являются Дарио Арженто, Марио Бава, Лючио Фульчи и Серджо Мартина.

Фото: из открытых источников

Вот для примера несколько поэтичных названий джалло-хорроров: "Кровь и черные кружева" 1964, "Птица с хрустальным оперением" 1970, "Ящерица в женской коже" 1971, "Короткая ночь стеклянных кукол" 1971, "Четыре мухи на сером бархате" 1971, "Твой порок – запертая комната, а ключ у меня одного" (в русском прокате – "Глаз черного кота") 1972, "Аромат дамы в черном" 1974.
Кульминацией джалло и вершиной творчества Дарио Ардженто считается "Суспирия" 1977. Сюжет у картины крайне прост: молодая американская красотка прибывает в закрытую берлинскую школу балета, где сталкивается с необъяснимым. Красотку – Сьюзи Беннион – играет Джессика Харпер, и мы с полной уверенностью можем сказать, что это если не самая удачная, то точно самая прекрасная ее роль.

Фото: из открытых источников

Картина завораживает с первых кадров. Отрывистый монтаж, неоновые цвета, странный саундтрек – и все это (!) в 1977 году. Атмосфера фильма настолько густая и чрезмерно искусственная, что кажется – вот оно, наследие раннего немецкого экспрессионизма! Тут тебе и "Симфония ужасов" и "Кабинет доктора Каллигари", и "Голем"… Но все не так просто. Важно понимать, что "Суспирию" от множества других джалло-хорроров отличает отчетливая авторская позиция. Чтобы понять ее, нам необходимо ближе рассмотреть загадочную фигуру итальянского творца Дарио Ардженто.

Фото: из открытых источников

Дарио Ардженто родился в Риме, в 1940-м году. Семья его была сугубо кинематографична; в том смысле, что отцом Дарио был кинопродюсер Сальваторе Ардженто, а дядей – сценарист и продюссер Клаудио Ардженто. Свою карьеру в кино Дарио начал с работы кинокритиком, позже – сценаристом, и, наконец, помощником режиссера. Первый написанный Дарио сценарий привлек внимание кинокомпании "Титанус", и в результате Дарио написал еще 12 сценариев. Самый первый джалло Ардженто – "Птица с хрустальными крыльями", сделал его известным в Италии и за ее пределами. В 1971 и 1972 годах вышли "Кот с девятью хвостами" и "Четыре мухи на сером вельвете". На момент съемок "Суспирии" Ардженто снял уже множество джалло-хорроров и даже заслужил прозвище "висконти насилия".

Фото: из открытых источников

"Суспирия" для Ардженто оказалась проектом важным и личным. Он сам написал к ней сценарий, причем первая версия этого сценария была ориентирована на игру маленьких девочек. Таким образом, кровавые убийства в этом фильме должны были происходить в детской балетной школе. Но убивать на экранах маленьких девочек Ардженто запретили; так в касте "Суспирии" появилась Джессика Харпер, но сценарий Ардженто не переписывал. Отсюда и сказочная условность фильма, местами наивные диалоги героинь и детские декорации; будто бы зверские убийства происходят в сказочном мире. Сказки и вдохновляли Дарио Ардженто. Сам он говорил, что источником вдохновения для создания "Суспирии" были "Белоснежка" и "Алиса в Стране чудес". Именно эта сказочность и позволили режиссеру создать абсолютно алогичный, странный, непонятный, но чарующий мир фильма. Все здесь словно вступает в резонанс – юные лица героинь и рука убийцы в черной перчатке; неоновый свет и густые тени; мягкие голоса героев и резкий саундтрек итальянской группы "Гоблины".

Фото: из открытых источников

В начале мы уже говорили, что на момент выхода "Суспирии" - 1977 год, на пике популярности "Челюсти", "Омен" и прочие хорроры, основная задача которых громко прокричать – "зло рядом с нами, оно в доме, оно в море, оно на пляже, оно везде". Дарио Ардженто же в своей сказочной манере вовсе не пытается указывать нам на зло. Скорее, он в садистской манере любуется невозможным: чудовищным соединением сказки и ужаса, красоты и отвращения, покоя и тревоги.
Страшная или "Суспирия"? И да, и нет. Пугает она скорее не зловещей музыкой, не красно-зеленым светом, не обилием гуашевой оранжевой крови, а своей нелогичностью, непоследовательностью. Зритель как бы не может осознать и логически помыслить происходящее на экране, ибо происходящее – деструктурировано. Подобную деструктуризацию пространства кинокартины и развитие этой идеи мы увидим в слоу-бернинг хоррорах современности. На момент же выхода "Суспирии" прием деструктуризации, а по-простому – соединения несоединимого, был поистине достижением.

Фото: из открытых источников

В 2018 году на киноэкраны выходит фильм Луки Гуадаиньо "Суспирия". И хотя эта картина позиционируется как ремейк картины 1977, это не совсем так. Дело в том, что "Суспирия" Гуадаиньо – глубоко личный фильм, о чем говорил сам режиссер. И собрав сугубо женский звездный состав, режиссер снимает картину, в которой, к счастью или сожалению, абсолютно полностью отсутствует та самая арджентовская жуткая сказочность или отвратительная красота. На смену этому приходит уже слегка подвявшая глянцевость и избыточный хронометраж. Тем не менее, посмотреть обе "Суспирии" стоит. "Суспирию" Ардженто – как монумент эпохи, "Суспирию" Гуадаиньо хотя бы за саундтрек Тома Йорка.  

Фото: из открытых источников
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть