Речь во время дискуссии шла о проблеме с авторскими отчислениями для представителей специфических кинопрофессий, к которым относятся костюмеры, операторы, костюмеры,
каскадеры, авторы сценария. Все они незаменимы для рождения картины на свет, но вместе с тем их труд оплачивается несоразмерно творческим усилиям – к слову, в отличие от театра и мультипликации, где права на авторские отчисления оформлены законодательно. Многие люди, всю жизнь отдавшие кинопроизводству, не получают заслуженного материального поощрения.
Участники круглого стола в ОП РФ обсудили возможность создания подобной законодательной базы для киноиндустрии. В полилоге приняли участие представители кинопрофессий в кино и творческих профсоюзов, адвокаты и преподаватели творческих вузов – все, для кого важен этот вопрос. Среди участников встречи была Наталья Починок, председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов. Она выразила надежду, что в рамках работы круглого стола будет сформирована четкая оценка соблюдения прав обладателей творческих профессий.
Председатель независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис рассказал, что вопрос об авторских правах для специфических кинопрофессий актуален уже 10–15 лет, но его решению в современных условиях мешают сложности в текущей ситуации в киноиндустрии, в том числе в кинопрокате.
Адис Гаджиев, вице-президент Гильдии художников кино, говорил о том, что при отсутствии процентных отчислений представителям "технических" профессий они теряют стимул для создания качественного конечного продукта и заинтересованности в его судьбе. По мнению Гаджиева, каждый работник на съемочной площадке должен быть заинтересован во всех стадиях кинопродукта. Приведя в пример художников-постановщиков, он напомнил, что у этих специалистов в СССР были и зарплаты, и гонорары, а сейчас они остались с одним окладом. Спикер призвал восстановить вторую часть оплаты. Гаджиев подчеркнул, что улучшение оплаты труда кинохудожников повлияет и на подготовке смены, в том числе обучение студентов по этой специальности: они увидят реальные профессиональные перспективы и будут лучше заниматься.
Кинооператор Юрий Любшин вспомнил, что попытки внести изменения в законодательную базу были, в частности, предпринятые Гильдией кинооператоров, но правление Союза кинематографистов "заморозило" инициативу, тогда как без оператора создание кино решительно невозможно.
Об оплате труда внутри киноиндустрии говорил Валерий Архипов, декан художественного факультета ВГИКа, профессор, заслуженный художник Российской Федерации. По его словам, отчуждение авторских прав у кинохудожников – обычная практика для съемок фильма за частные деньги. Он признал, что специалисты вынуждены подписывать столь невыгодные договоры, опасаясь, что их в случае отказа заменят другими. Молодые художники стараются за себя постоять, но люди предпенсионного возраста порой не отстаивают свои права, что также скажется на их будущей пенсии. Архипов задался риторическим вопросом, чем художник-постановщик в кино отличается от своего коллеги в мультипликации, что у одного есть авторские права, а у другого нет.
Представители адвокатского сообщества подошли к беседе с позиций юридической практики. Так, адвокат
Антон Пивоваров привел пример работы с известной актрисой, автором песен, которые звучат на радио и в публичных заведениях, но женщина не имеет на них прав. В её случае адвокатам удалось помочь улучшить положение дел. Также был положительный пример с художником по костюмам, которому не хотели выплачивать даже зарплату, пока юристы не вмешались. По словам Пивоварова, сейчас мало юристов работает в этом поле, но оно постепенно заполняется за счет вот таких "единичных случаев". Адвокат также сказал, что закон, защищающий права представителей творческих профессий, вместе с тем выгоден и государству, которое получит больше налогов от этих работников.
Адвокат Денис Алекринцев отметил, что любой закон должен быть "отшлифован". Например, право собственности — неотъемлемая правовая категория, но авторские права — новшество для законодательной сферы, и ветераны киноиндустрии нечасто идут к юристам за защитой своих прав. Но спикер обнадежил: адвокаты многое смогут сделать, если обращения станут регулярными и значимыми.