Владимир Маяковский, выдающийся русский и советский поэт, также активно принимал участие в формировании кинематографа своего времени. Владимир Владимирович воплощал свой талант не только в роли актера, но и в качестве сценариста, оставляя неизгладимый след на пересечении разножанровых искусств.
Знакомство с кино
После смерти отца юный Владимир Маяковский с матерью и сестрами переехал в Москву — на дворе был 1906 год. Именно тогда, в Москве, согласно некоторым источникам, Маяковский впервые познакомился с кинематографом. Вскоре кино стало для Маяковского профессией: в период с 1913-1915 под авторством Владимира Владимировича вышли несколько статей в "Кине-журнале": некоторые работы были подписаны настоящим именем Маяковского, а в заглавиях некоторых стояли псевдонимы. По итогу Маяковский стал одним из самых главных сотрудников журнала в те годы. Уже во время работы над журналом Маяковский впервые поучаствовал в процессе кинопроизводства в качестве актёра. Дебют состоялся в 1914 году в художественной ленте "Драма в кабаре футуристов №13". К сожалению, большинство киноработ с участием Маяковского, были безвозвратно утеряны — "Драма в кабаре…" не стала исключением, поэтому толику информации можно черпать лишь из одного сохранившегося кадра фильма и из воспоминаний современников. Судя по всему, герой Маяковского появлялся лишь в конце фильма в образе мистического персонажа — демона или смерти.
Фото: wikimedia.org
Известно также, что в этом же 1914 году Маяковский вместе с клоуном Виталием Лазаренко сыграл роль в фильме "Я хочу быть футуристом". Фильм не дошел до наших дней. Известно, что позже Маяковский вместе с Лазаренко работали над агитационными антре "Чемпионат всемирной классовой борьбы" и "Чемпионат всемирной классовой борьбы" — комические сценки были написаны поэтом.
Из воспоминаний Яна Нивинского (польский актер и педагог, некоторое время в первые послереволюционные годы работавший в Москве и вместе с Владимировим Владимировичем занятый в ленте "Барышня и хулиган, о которой будет рассказано далее): "В декабре 1917 года Маяковский возвратился в Москву после прохождения действительной воинской службы. В это время кинематограф начинал возрождаться, и он говорил, что мечтает сниматься в кино". Нивинский также упоминает, что Маяковского интересовали "все процессы [кинопроизводства]". Для своего дебютного фильма в качестве со-режиссера Маяковский попросил свою сестру перелицевать его старый костюм. Именно в этом костюме Маяковский сыграет в единственном сохранившемся до наших дней фильме с участием поэта.
"Барышня и хулиган"
Фото: museum-literature.odessa.ua
"Барышня и хулиган" 1918 года режиссеров Евгения Славинского и Владимира Маяковского сохранился почти в первозданном виде: в фильме сейчас даже можно увидеть эпизод с исповедью умирающего хулигана, который был вырезан во время выхода картины.
Сценарий фильма написан Маяковским на основе повести итальянского писателя Эдмондо де Амичиса под названием "Учительница рабочих" (именно так лента изначально и называлась), но действие было перенесено в дореволюционную Россию. Главный герой-хулиган, сыгранный Маяковским, влюбляется в учительницу с первого взгляда и начинает посещать ее занятия. На одном из уроков хулиган заступается за учительницу, которую обижает один из учеников. Уязвленный обидчик вскоре вместе с друзьями поджидают хулигана и смертельно ранят его. Перед смертью главный герой просит свою мать позвать учительницу, и последняя целует его.
Актриса Александра Ребикова, исполнившая роль учительницы, отмечала, что поначалу ей было "страшновато" работать в партнером, снискавшем славу поэта-скандилиста. "Но опасения оказались напрасными. Несмотря на то, что Владимир Владимирович часто балагурил и по-ребячьи веселился в перерывах между съемками, партнером он оказался настоящим", — писала Ребикова. Актриса также упоминала, что в процессе съемок Маяковский активно вносил свои предложения и идеи, например, именно ему принадлежала идея сцены с видением учительницы, посещающем обезумевшего от любви хулигана. Фильм был снят в основном на территории ателье, с использованием местных улиц и парка ЦДКА.
Мелодрама "Барышня и хулиган".
По воспоминаниям режиссера Эсфирь Шуб, сам Маяковский называл свою работу сентиментальной ерундой, однако искренне радовался долгой прокатной судьбе "Барышни…".
Другие картины с участием Маяковского
Примечательно, что самый первый сценарий, написанный Маяковским для кино, был украден. В 1913 году Маяковский принес ленту "Погоня за славой" на кинофирму Перского. Сценарий отвергли, однако через какое-то время фильма с таким названием появилась в прокате без упоминания авторства Маяковского.
Следующим же сценарием после "Барышни и хулигана" для Владимира Владимировича стала лента "Не для денег родившийся", которую поэт создавал вместе с владельцами киноателье "Нептун". Сценарий написан по мотивам романа Джека Лондона "Мартин Иден", а главную роль поэта-футуриста сыграл поэт-футурист Маяковский – что выглядит вполне логичным. Филолог Борис Успенский отмечал, что фильм оказался во многом автобиографичным для Маяковского.
Людмила Владимировна Маяковская вспоминала: "После съемок в киностудии он возвращался домой, ходил по комнате, ухмылялся и говорил: "А здорово интересно, когда видишь себя со стороны“". К сожалению, современным зрителям увидеть Маяковского в этой роли не получится — фильм также был утрачен. Как вспоминает один из актеров фильма Давид Бурлюк, которого Маяковский называл "мой Бурлючок", фильм во время проката не получил большой популярности: "На экране итогов наших с Володей кинотрудов я не видел никогда, кроме просмотра некоторых кадров. Она шла в кино русских городов, охваченных уже гражданской войной".
В мае 1918 года Маяковский написал сценарий ленты "Закованная фильмой". Сам поэт вновь снимался в главной роли, а экранную пару ему составила его вечная муза Лиля Брик. История повествовала о влюбленном художнике, который влюбляется в сошедшую с экрана балерину. От фильма сохранились лишь несколько фрагментов, скорее всего, забракованных в ходе производства. Данный сценарий Маяковский сочинил специально для Лили Брик, которая хотела сыграть в одном фильме с поэтом. Существует и обратный пример: Лиля Брик написала сценарий пародийной ленты "Любовь и долг, или Кармен", в которой главную роль должен был сыграть Маяковский, однако фильм был забракован из цензурных соображений.
Фото: wikimedia.org
Маяковский также писал сценарии и к агитационным фильмам. Так, в 1920 поэт пишет сценарий к фильму "На фронт!". По воспоминаниям Маяковского, проект являлся "агиткартиной, исполненной в кратчайший срок и двинутой в кино, обслуживавшее армии, дравшиеся на польском фронте". А в 1926 году Маяковский начал работу над картиной "Евреи на земле", когда стартовала реализация проекта по добровольному переселению еврейских семей в сельскохозяйственные районы Крыма (так называемый Южный проект) и в Биробиджан. Картина вышла в 1927 году и, что примечательно, сохранилась до нашего времени.
Продолжая экспериментировать с форматами кино, Маяковский написал сценарий к комедии "Декабрюхов и Октябрюхов" к десятилетию Октябрьской революции. Фильм рассказывает о двух братьях, которые олицетворяют собой Октябрьскую и Декабрьскую революции. Он является одним из первых фильмов с применением мультипликации. В картине присутствуют и документальные кадры хроники о Николае II, а также польские и немецкие документальные съемки 1918–1922 годов. Премьера "Декабрюхова и Октябрюхова" состоялась 27 октября 1928 года. Фильм дошел до наших дней.
Фильм "Декабрюхов и Октябрюхов"
Еще одним фильмом по сценарию Маяковского, который можно посмотреть и сейчас, стала картина "Дети" — Маяковский написал этот текст после рождения дочери Хелен Патрисии Джонс (Елены Владимировны). Она родилась 15 июня 1926 года в Нью-Йорке в результате отношений певца революции с русской эмигранткой Елизаветой Зиберт. Их роман развивался в 1925 году, когда поэт гостил в Америке. Юридическим отцом девочки, впрочем, считался бывший муж матери Джордж Джонс, а Владимиру Владимировичу довелось увидеть свою единственную дочь всего раз в жизни – весной 1925 года в Ницце. Ровно через год его не стало. Хелен Патриция прожила долгую жизнь (89 лет) и была известным американским философом и писательницей.
Последним кинематографическим проектом Владимира Маяковского стал сценарий "Как поживаете?". Фильм допустили к экранизации под другим названием, "Три комнаты с кухней", кроме того, его значительно переделали без участия Маяковского, чье имя даже не присутствовало в итоговой версии фильма. Об этом казусе Маяковский выпустил критическую статью "Караул!", где ядовито описал все этапы презентации сценария Совкино.
Многие сценарные работы Маяковского так и не увидели свет — "Слон и спичка", "Сердце кино"… Другие работы удалось переделать в пьесы, и они были поставлены в театре — например, пьесы "Баня" и "Клоп" родились из сценариев.
Несмотря на не самую обширную фильмотеку, Маяковского хорошо знали многие важные деятели киноискусства тех лет: Дзига Вертов, Сергей Эйзенштейн и многие-многие другие — все они отдавали дань уважения не только великому поэту, но и горящему своим делом кинематографисту, чьи работы, к сожалению, мы не можем оценить в полной мере.
Для вас кино — зрелище.
Для меня — почти миросозерцание.
Кино — проводник движения.
Кино — новатор литератур.
Кино — разрушитель эстетики.
Кино — бесстрашность.
Кино — спортсмен.
Кино — рассеиватель идей.
Владимир Маяковский. Стихотворение "Кино и кино". 1922 год.