Русский парижанин — художник Константин Кузнецов
25 апреля 2019
Фестиваль "Дни Авангарда" в Москве: "Город Солнца", монументальная пропаганда и архитектура власти
24 апреля 2019
Прогулки по Москве — Староконюшенная
24 апреля 2019
Реставраторы возрождают Соловецкий монастырь
23 апреля 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

13 февраля 2016 12:14

Во имя правды

Громкое журналистское расследование в центре внимания нового фильма Тома МакКарти

15 лет назад в редакции Boston Globe приняли решение расследовать 13 случаев развращения несовершеннолетних служителями Святой Католической Церкви. Что если все истории о педофилии – правда? Что если речь не о нескольких гнилых яблоках, но о целом саде?..

В Boston Globe во время очередной скучной планёрки новый главный редактор предлагает уделить внимание судебному разбирательству со священником и поручает это "Прожектору". Spotlight, или "Прожектор" – это название, данное команде корреспондентов, которые работают в отделе журналистских расследований Boston Globe под руководством Уолтера "Робби" Робинсона (Майкл Китон).

Его идею не поддерживают: во-первых, об этом уже писали, ничего интересного не ожидается; во-вторых, 53% читателей газеты – католики. Команда лучших журналистов Boston Globe должна бросить все перспективные темы ради вполне вероятной потери половины религиозных читателей? "Именно этого я и хочу. Отставьте остальные истории в сторону. И займитесь этой. Все вы", – отвечает Марти Барон (Лив Шрайбер), редактор, которому суждено было навеки войти в историю журналистики. Так началось грандиозное журналистское расследование, получившее Пулитцеровскую премию.

Всё начинается с 13 бостонских священников и нескольких их жертв. Чёртова дюжина быстро превращается в 20 потенциальных преступников... И цифра продолжает расти. Неужели никто не знал? О нет! Все знали, что что-то происходит, но не предприняли ничего, чтобы это остановить.

Это фильм не об институте церкви и не о священниках. И расследование, которое просит провести Марти Барон, нацелено не на "служителей дьявола". Это история о многовековой порочной системе, с которой давно было пора сорвать маску благочестия.

Основанный на реальных событиях, фильм "В центре внимания" рассказывает о бездействии католической церкви, которая закрывала глаза на жестокое обращение с детьми своими же служителями. Система не только не избавлялась от "гнилых яблок", она их покрывала и прятала среди преданных вере людей, просто меняя опорочившему себя священнику приход.

Но ещё это фильм, безусловно, о работе СМИ. Речь не о процессах – поиске информации, формировании сюжета – а о том, как легко утратить чувство действительности, потерять идею того, для чего вообще нужны средства массовой информации. Казалось бы, что может быть проще: узнал новость – расскажи о ней. Разве не для того столетия назад появились первые газеты? "В центре внимания" показывает, как изменились СМИ, их цели и задачи. В течение нескольких лет в редакцию поступали жалобы, запросы и вещественные доказательства преступлений священников, но никто ничего не предпринял. Ни одной разгромной статьи так и не было написано, ведь более половины читателей – католики. Руководство – пусть и неосознанно (хотя этого никто никогда не узнает) – закрывало глаза на те факты, которые могли стать критическими для будущего газеты.

Рассказать католикам о том, что их детей насилуют? Вариантов развития событий в дальнейшем было всего два: либо материал "выстрелит", либо Boston Globe потеряет читателей. Очень показательно то, что идею нового главного редактора рассказать об этом восприняли очень негативно по той причине, что он – еврей. Не католик. Ему нечего терять. Якобы в этом единственная причина, почему он хочет разрушить иллюзию о доброй непогрешимой церкви. В итоге к апрелю 2002 года к ответственности были привлечены более 3000 служителей церкви.

СМИ часто обвиняют в том, что любая лента новостей наполнена трагедиями, авариями и другими происшествиями. Но так ли это плохо? Всегда ли молчание – золото? На примере жуткой истории о священнослужителях становится ясно, что нельзя утаивать то, что происходит. Особенно важно было поднять эту тему сейчас, когда средства массовой информации порой не пытаются найти правду, а ублажают чьи-то интересы.

Кинолента, хоть и ненастойчиво, но намекает нам о том, что нельзя забывать о критическом мышлении, о том, что не всё, что рассказано – важно, и не всё, что пропущено мимо глаз и ушей – не имеет смысла. Это история о моральном, этическом выборе тех, в чьих руках информация. О свободе слова и последствиях, которые она за собой несёт. О том, что "на том конце провода" – тоже люди, со своими мотивами, устоями и страхами.

"В центре внимания" – это не экшн с быстро меняющимися сценами. Том МакКарти сумел передать самую суть процесса журналистского расследования и то, как оно проходит. Это не детектив. Это триллер, наполненный самым напряжённым в истории кино перекладыванием бумажек по столу, копанием в архивах и почёсыванием трёхдневной щетины Майклом Китоном. Режиссёр показывает атмосферу сложнейшего в исполнении расследования, которое требует баланса между грамотным оттягиванием момента и способностью молниеносно принимать решения.

Особенный реализм ленте придаёт то, что МакКарти намеренно отказался от идеи показывать плачущих детей. Напротив, в центре внимания "Прожектора" находятся взрослые, пережившие эту трагедию в детстве. Задача режиссёра – продемонстрировать, как перенесённое на заре юности потрясение формирует нестабильную, потерянную в жизни личность. Именно это, по задумке МакКарти, должно давать понимание всего ужаса происходящего, а детские слёзы – попытка вызвать инстинктивную жалость у зрителей – это не его метод.

Острый как игла сценарий МакКарти, написанный в соавторстве с Джошем Зингером, говорит об отвратительном моральном компромиссе, в котором принимает участие весь Бостон. Ведь как заметил адвокат в деле против церкви Митчелл Гарабедиан в исполнении Стэнли Туччи: "Нужна вся деревня, чтобы воспитать ребёнка, и ровно столько же, чтобы издеваться над ним".

Кинолента не заканчивается нарочитыми выводами или восхвалением команды корреспондентов Boston Globe. И уж тем более зрители не увидят, как была вручена Пулитцеровская премия. Вместо этого режиссёр оставляет нас с ощущением, что только что каждый из нас принял участие в грандиозном расследовании, важность которого неоспорима. Именно от этого по коже бегут мурашки. И разве не в этом задача кино, как и любого искусства?

Фильм уже был номинирован на несколько наград, и стал победителем в двух номинациях "Венецианского кинофестиваля – 2015" (Награда имени Брайана из Назарета и Серебряная мышь). В конце февраля состоится вручение премии "Оскар", на которую "В центре внимания" отправляется с 6 номинациями: "Лучший фильм", "Лучшая мужская роль второго плана" (Марк Руффало), "Лучшая женская роль второго плана" (Рейчел МакАдамс), "Лучший режиссёр" (Том МакКарти), "Лучший сценарий" и "Лучший монтаж".

Что: Фильм "В центре внимания"
Режиссер: Том МакКарти
Премьера: 11 февраля 2016 (РФ)
Продолжительность: 128 минут
В ролях: Марк Руффало, Майкл Китон, Рэйчел МакАдамс, Лив Шрайбер, Джон Слэттери, Стэнли Туччи и другие
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О КИНО

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Русский парижанин — художник Константин Кузнецов
Фестиваль "Дни Авангарда" в Москве: "Город Солнца", монументальная пропаганда и архитектура власти
Прогулки по Москве — Староконюшенная
Реставраторы возрождают Соловецкий монастырь
Самая известная сваха Ханума — в Москве прошли гастроли Татарского государственного театра кукол "Экият"
Новости кино
ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть