Кадры из фильма: kino-teatr.ru
Итак, отечественные истерны и западные вестерны, ретро-шпионские боевики, сага про Фандорина, "Восточный экспресс" (и роман, и все экранизации), сага об Индиане Джонсе, многочисленные железнодорожные экшены, даже "Дерсу Узала" и прочее, прочее. Плюс мегазвездный состав – и это не преувеличение. Милош Бикович (также снимавшийся в "Балканском рубеже"), Глеб Калюжный, Гоша Куценко (один из продюсеров), Дмитрий Куличков, даже Ирина Алферова и Евгений Сидихин! Хорошие ингредиенты, не правда ли? Но вопрос – получилось ли из всего это что-нибудь съедобное и вкусное? Скорее да, чем нет!

История тут такая. Конец 1920-х. По диким степям Забайкалья мчится роскошный Восточный экспресс (переживший Гражданскую осколок империи – якобы). В нем курьеры от китайских коммунистов (вот еще одна привнесенная тема, вполне себе актуальна, фильм даже подается как российско-китайская копродукция). За документами, которые везут китайцы, охотятся японские шпионы и китайские соперники. Защищают курьеров бравые чекисты. Среди статистов-пассажиров кого только нет! Стрельба, драки в узких коридорах, дорогой хрусталь красиво разлетается вдребезги, пожары, взрывы, а паровоз, окутанный клубами пара, мчит вперед сквозь сибирскую зиму! Даже среди всего этого движения есть особо запоминающиеся эпизоды – например, как в вагон въезжает парусный скутер на полозьях, до этого бороздивший лед Байкала!

Картинка – хороша, много модных элементов, но и старые-добрые драки сделаны на ура (оператор Максим Миханюк). Название имеет отношение к действию – некий предмет одежды из заглавного материала играет в нем важную роль. Судя по последним кадрам, будет продолжение. Конечно, ровно ничего нового во всем этом нет – но, в общем, массовая культура и строится на пересборке, креативной комплектации имеющихся элементов и их освежении. С этим здесь все неплохо.

Теперь о грустном. Увы, фильм слишком длинен! Два с половиной часа при замкнутом пространстве и линейной композиции… нет, неправильно. Вот сократить бы раза в полтора! Жестких тисков Голливуда, как всегда, нашим творцам не хватило. Может, поэтому и прокат идет не очень. В общем, фильм в числе прокатных лидеров этого года (разве что супер-лидеру "Пророку" проиграл). Но это говорит, увы, о том, что общие сборы невелики. И затратным фильмам, экшенам и прочим, их не хватает. Судите сами – официально объявленные затраты на производство "Красного шелка" – около 800 миллионов рублей, сборы на начало апреля, согласно "Бюллетеню кинопрокатчика" – менее 700 миллионов. Напомним, что по существующей практике половина сборов отдается кинотеатрам, так что для того, чтобы окупиться, фильму надо было бы собрать 1,6 миллиарда! Очевидно уже, что этого не будет, хотя в кинотеатрах "Красный шелк" еще идет (а именно в кино такой экшен смотреть и надо). Немного жаль, что так обстоят дела, но фильм от этого хуже, конечно, не становится.