Фото: https://www.kinopoisk.ru
Середина шестидесятых годов, разгар холодной войны и противостояния двух мощных держав – СССР и США. Борьба за первенство перенесена с земли в космос. Благодаря разведке страна советов узнает о планах американцев в 1965 году совершить выход человека в открытое космическое пространство. Значит нужно спешить. В самом начале фильма Сергей Королев (Владимир Ильин), основоположник советской практической космонавтики, у всех на глазах меняет дату запуска космического корабля “Восход – 2” с запланированного 1967 года на весну 1965. Конструкторы в ужасе, но долг зовет быть первыми.
Фото: https://www.kinopoisk.ruКосмическими первопроходцами становятся два первоклассных летчика – Павел Беляев (Константин Хабенский) и Алексей Леонов (Евгений Миронов). Мужчины с совершенно разными характерами и взглядами на жизнь. Первый – сдержанный фронтовик с огромной силой воли, который, даже сломав ногу, не бросает тренировки. Второй – бунтарь и мечтатель, не знающий страха. О себе он говорит: “Я потолка не вижу. Только небо!”. Иногда в фильме возникают короткие флешбэки, из его детства, выполнены они в каком-то сюрреалистическом стиле и выглядят очень красиво. Актеры, исполнившие роли космонавтов признались, что съемки проходили нелегко. Они, как и когда-то их герои, крутились в центрифуге, отрабатывали “солнышко” и вообще много тренировались.
Фото: https://www.kinopoisk.ru
Первую треть фильма мы наблюдаем за бытовой жизнью людей и подготовкой к полету. В каждом эпизоде обстоятельства складываются не в пользу запуска, то при пробном полете сгорает тренировочный беспилотник, то возникают непредвиденные неполадки с электрикой. Но для высшего руководства это не проблема. Не только Брежнев, но и, пожалуй, все вокруг считают, что первенство должно быть достигнуто любой ценой. Даже космонавты, не смотря на огромную опасность, выпрашивают у Королева разрешение на отправку, они готовы пожертвовать собой ради величия страны, не зря слова Беляева: “Как родина прикажет”, – звучат в фильме рефреном. Единственный человек, который смотрит на происходящее трезвым (но и печальным) взглядом – академик Королев. Только он решается, правда ближе к финалу, отступить от циничных приказов и поступить, так как считает нужным.
Фото: https://www.kinopoisk.ru
Вообще “Время первых” должно было выйти в прокат еще год назад, но съемочный процесс затянулся. Изначально планировалось, что режиссером ленты станет Сергей Бодров, но позже его место занял Юрий Быков, известный по своим драматичным работам “Дурак” и “Майор”. Он снял почти половину фильма, а именно часть до полета в космос, но потом, видимо, продюсеры Тимур Бекмамбетов и Евгений Миронов, решили изменить курс от драмы к востребованному сейчас блокбастеру, и Быкова заменили Дмитрием Киселевым (“Черная молния”, “Джентльмены, удачи!”, “Ёлки”). В фильме можно почувствовать эти перестановки и, наверное, поэтому начало не выглядит увлекательным и держится только на блестящей игре Хабенского и Миронова.
Зато, как только “Восход – 2” покинет землю, зрителю не удастся расслабиться. Космонавтам предстоит пережить семь аварий, четыре из которых, по словам самого Леонова – смертельные. Документальность происходящего шокирует. С каждой минутой события набирают серьезный оборот, усиливая эмоциональное напряжение.
Фото: https://www.kinopoisk.ru
Создатели картины старались изобразить полет как можно реалистичней, для этого они воссоздали макет космического корабля со всеми приборами, ретро-экранами и циферблатами. К тому же, Леонов сам консультировал съемочную группу и следил за точностью фактов до мельчайших подробностей. И не напрасно, в блокбастере, правда, нет преувеличений, все выглядит правдиво.
К картинке в фильме тоже претензий нет. Съемка и графика на высоком уровне. Кадр парящего в черном космосе Леонова, соединенного с кораблем пятиметровой белоснежной пуповиной, впечатляет. Ощущается двойственность момента, грандиозное событие для СССР и такое незначительное для всей вселенной.
Фото: https://www.kinopoisk.ru
“Время первых” – это способ по-новому рассказать людям (в частности молодежи) о важном событии в истории нашей страны, правда, с долей ностальгии по советскому прошлому. Смешение соцреалистической драмы и блокбастера, вдобавок приправленное спецэффектами в нашей стране может привести к ошеломительному успеху, так что первое место в прокате не удивительно.