А КТО ТРИУМФАТОР?
"Ника", кто не знает, официально зовется Национальной кинематографической премией. Пышно. Громко. Помогает в пиаре премии. Однако – и накладывает определенные обязательства, не правда ли?
Так вот: "Мастер и Маргарита"
получил здесь сразу семь наград, обойдя конкурентов. Что называется, для любителя статистики перечислим: лучшая работа художника по костюмам, лучшая работа художника-постановщика, лучшая работа звукорежиссера… И самое главное: лучшая операторская работа, лучшая женская роль, лучшая мужская роль, наконец – лучший фильм.
Известный деятель шоу-бизнеса с литературным уклоном
Александр Цыпкин в своем ТГ-канале делился восторгом по поводу произошедшего (как и по поводу фильма вообще):
"Всех поздравляю, но я бы еще добавил сценарий Романа Кантора. Все-таки дописать Булгакова и так, чтобы было незаметно - это уровень… Может быть, сценарист и режиссер улучшили роман, если так можно сказать. Потому что по прочтении "Мастера и Маргариты" у меня вопрос к Михаилу Афанасьевичу такой появился". А к создателям фильма вопросов, значит, нет.

Да все равно задавать некому: Михаил Локшин, режиссер ленты, давно пребывает за рубежами России. Кинокомпания Mars Media, выпустившая "Мастера и Маргариту", даже опубликовала следующее заявление: "По окончании съемочного периода картины, осенью 2021 года, режиссер Михаил Локшин, закончив свои контрактные обязательства и финансовые взаимоотношения с продюсерскими компаниями, вернулся в США. Дальнейшая работа над проектом велась под контролем продюсеров фильма".
Надо полагать, это заявление связано с тем, что по соцсетям широко разошелся скрин поста Михаила Локшина, в котором он поддержал понятно какую страну (не Россию же) и пожелал ей "победы в СВО". Запись появилась на его странице 24 февраля 2023-го, через год после начала специальной военной операции ВС РФ. Когда его высказывание привлекло внимание общественности, Михаил (конечно же) удалил публикацию.
Локшина потребовали привлечь к ответственности (многим доставалось и за меньшее), но дело как-то заглохло.

А сам Локшин в интервью британской газете The Times заявил, что поход в кино на его ленту "стал своего рода молчаливым протестом, способом выразить свое несогласие". Он рассказал, что в России сейчас проводятся "сталинские чистки художников и так далее". А еще он заявил, что не может вернуться в Россию, поскольку что ему грозит арест, потому приедет в РФ, только если "сменится режим".
Вот, значит, за что у нас нынче вручают Национальные кинематографические премии. За "молчаливый протест". При этом, конечно же, деньги на фильм были получены из бюджета.
Можно, наверное, рассудить и так: вручение стольких призов "Мастеру" опровергает слова Локшина! Вот он позиции своей не скрывает, а ему награды дают! Плюрализм торжествует! Ну, кажется мне, в этой ситуации торжествует только сам господин Локшин.
Можно поиграть в слова – мол, мало ли что говорит режиссер… Надо на фильм смотреть… Фильм за своего режиссера не отвечает…
Представляется, однако, что Локшин в процитированном интервью сказал вполне искреннюю глупость. Честно не понимая, почему люди на самом деле пошли в кинотеатры и принялись обсуждать его, на самом деле, вполне посредственное творение, вроде бы по своим достоинствам такого внимания не заслуживающее.

КАК ПОПРАВИЛИ БУЛГАКОВА
Да, самое главное, что нужно понимать про "Мастера и Маргариту" – это совершенно обычный, дюжинный фильм, очень характерный для современного отечественного кинематографа, которому дьявольски повезло! (Не обошлось без пресловутой булгаковской магии точно). Проблемы нашего кино как на ладони видны и в "Мастере". Тут и катастрофические провалы в сценарии. Настоящий хаос и полная путаница; а в глаза тех, кто переписывал, "улучшал" булгаковские диалоги хотелось бы взглянуть особо. Как и в глаза тех, кто хвалит за такое улучшение творение сценариста Кантора.
И кстати, ударение в фамилии Могарыч на А доставляет отдельно! Видать, сценарист с режиссером такое русское слово не слышали никогда.
Тут и небрежное отношение к спецэффектам – смотрятся они очень дешево и как-то неумело; а Бегемот вышел просто провально. Уж я не говорю про откровенно халтурно подрисованное к главной героине голое тело... И где пресловутый миллиардный бюджет? (Как не вспомнить шутку о том, что Локшин достиг главной мечты всех либеральных режиссеров – "освоить" побольше бюджетных средств). Возьмем наш фильм 2012 года "Шпион", где дело также происходит в альтернативной Москве 1930-х. Так там она нарисована на порядок лучше, реальнее. Это более 10 лет назад!

А уму непостижимый подбор актеров, который так понравился жюри "Ники"! Кажется, что в наше современное кино они попадают совсем не по профессиональным критериям...
Перечисленные проблемы есть практически у всех отечественных лент. Но главной бедой современного отечественного кино является все же полное бессилие в деле создания сколько-нибудь значимых, важных для общества смыслов. И вот тут "Мастер", да, начинает отрываться от массы. Полагаю, что это единственное достоинство картины очень помогло ей в глазах "академиков". Даже усеченного, выжатого, улучшенного Кантором псевдобулгакова хватило для придания картине некой "глубины" (повторю, у других и того не было).
Прикосновение к книге, в которой смыслов столько, что на сто лет вперед хватит, не просто спасло дело, но и продвинуло его необычайно в глазах аудитории. Прошлогодняя дискуссия о "Мастере" во многом заменила отсутствующие общественно-политические дискуссии, став гениальным и абсолютно неожиданным для создателей фильма пиаром. Именно желание прикоснуться к чему-то большому, интересному, повело людей в кинотеатры (ну и отсутствие западных конкурентов, само собой). Каким бы ни было творение Локшина, это уж всяко не "Холоп-2" (который "Мастера" обошел-таки по сборам чуть не в 2 раза; кстати, надеюсь, государственные деньги вернулись в казну).

Я уверен, что такой успех стал неожиданностью и для создателей ленты. Думаю, они рассчитывали заработать честную копеечку сначала в стране, а потом и на Западе, где-то в задних рядах, на галерке линейки Нетфликса. Отсюда, кстати, и брутальные мотивы, тревожные закснайдеровские тона – западные зрители во все времена готовы были видеть Москву и Россию именно как таинственную обитель зла.
Думаю также, что г-н Локшин придал оппозиционный статус своей ленте задним числом. Нет тут никакой целенаправленной русофобии и антисоветчины – как нет никакой другой, кроме маркетинговой, идеологии (ну да и русофобия на Западе часть маркетинга).
ВЗАЙМЫ У БУЛГАКОВА
Конечно, когда "Ника" раздавала призы "Мастеру", жюри про Локшина все знало и понимало. Думаю, без фиги в кармане тут не обошлось (ну, наши мастера культуры к такому склонны неизменно).
Но не это главное. Как часто бывает, успех "Мастера и Маргариты" – и кассовый, и "никовский" – есть часть тоски по тому, чего нет. То есть, по кино, имеющему что сказать зрителю. Повторю еще раз: плохо у нас со смыслом высказывания. (Замечу в скобках, что и победные реляции по поводу роста сборов в отечественном кино преувеличены: число проданных билетов в России в минувшем году даже сократилось, а рост сборов – "заслуга" роста цен на кинобилеты).

Сами не можем придумать – так хоть у Булгакова займем. Хотя это не на займ больше похоже, а на взлом.
Но, по большому счету, стоит ли так сетовать на искажения и "улучшения" классиков! Вспомним Пушкина:
Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.
Это, конечно, словно про Локшина и Кантора сказано. Но кто это сказал? Зануда и маньяк Сальери. Не будем ему уподобляться. Говорят, булгаковского романа продали под шумок больше, чем обычно. Ну, хоть на это нынешний "никоносец" сгодился.