"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024
Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

21 августа 2018 10:29

Любовь Орлова: Одинокая звезда

Ревизор.ru рассказывает о жизни легендарной актрисы

Фото: kompravda.eu
Фото: kompravda.eu

Производственный роман Орловой и Александрова начался летом 1933 года на съёмках "Джаз-комедии". Кульминации события достигли к началу бархатного сезона, когда киногруппа перебралась в Гагры, снимать натуру. Режиссёр и актриса поженились прежде, чем их детище, получившее название "Весёлые ребята", принесло им заслуженную славу.

Дворянское происхождение, брак с "врагом народа", роман с иностранцем – любого из этих "отягчающих обстоятельств" с лихвой хватило бы для того, чтобы звезда Любови Орловой никогда не взошла на небосклоне советского кино. А она не просто взошла. Засияла так, что свет её виден и поныне. Новоявленная Золушка обошлась без помощи феи-крёстной, организовав себе чудо собственными руками.
Для звезды советского экрана происхождение у Любочки было и впрямь неподходящим. Пётр Фёдорович Орлов принадлежал к дворянству Полтавской губернии: его дед, военный лекарь, посмертно был награждён за воинскую доблесть орденом, что дало его вдове и детям право на потомственное дворянство. Впрочем, некоторые исследователи выдвигают более заманчивую версию, возводя родословную актрисы к Григорию Орлову, фавориту императрицы Екатерины Великой. Не исключено, что она имеет под собой основания, и отсутствие доказательств объясняется тем, что после революции такое родство разумней было держать в тайне. Во всяком случае, красотой, характером, манерами, самим образом жизни Любовь Петровна Орлова была под стать своим легендарным предкам.

Фото: surfingbird.ru

По материнской линии ей тоже, кстати, было чем гордиться. Матушка её, Евгения Николаевна, происходила из рода Сухотиных, не столь древнего и знатного, но весьма и весьма достойного, и приходилась племянницей Михаилу Сергеевичу Сухотину – супругу старшей дочери Льва Толстого Татьяны. Лично с классиком Любочка знакома не была, но, прочитав его рассказы для детей, имевшиеся в домашней библиотеке, написала ему письмо с просьбой прислать ещё каких-нибудь своих книжек. И Лев Николаевич передал для дальней родственницы "Кавказского пленника" с дарственной надписью: "Любочке – Л.Толстой".

Считается, что будущее Любе предсказал сам Шаляпин. Их семьи дружили. Фёдор Иванович устраивал у себя на квартире детские праздники с домашними спектаклями. Шестилетней Любочке поручили роль Редьки в музыкальной сказке "Грибной переполох". После спектакля хозяин якобы подхватил малышку на руки и сказал, что она непременно станет настоящей артисткой. Девочка действительно была музыкальна, и родители видели дочь концертирующей пианисткой. Все планы смешала революция. Однако гордая и самолюбивая девушка решила взять реванш у победившего "гегемона": вы уничтожили мой мир, заставили благородных людей отречься от своего происхождения, от своей истории, вы втаптываете их в грязь, но дворянка совершит то, что не под силу простолюдинке!

Фото: moimir.org

В 1919 году Орлова поступила в Московскую консерваторию, но после третьего курса ушла, по её словам из-за того, что могла больше платить за обучение. Но, похоже, что Любочка к тому времени поняла, что Шопен и Бетховен в её замысле не помощники, ставку нужно делать на что-то более доступное широким массам трудящихся. И поступила на хореографическое отделение театрального техникума имени Луначарского (будущего ГИТИСа). Не в балетный класс, как многие думают (поздновато в двадцать лет начинать карьеру балерины), а в класс "пластического искусства" – причудливой смеси классической хореографии, гимнастики и акробатики. А в свободное время брала уроки у актрисы Второй студии МХТ Елизаветы Телешевой. Она-то и порекомендовала свою ученицу в музыкальный театр, которым руководил Владимир Иванович Немирович-Данченко.

После нескольких эпизодических ролей красавице из массовки дали играть вторым составом Периколу в одноимённой оперетте Жака Оффенбаха. Вот в этой-то роли её и увидел режиссёр Александров, искавший героиню для своей картины. Впоследствии Григорий Александрович рассказывал, как пригласил актрису в Большой театр на юбилейный вечер Леонида Собинова, а затем в течение нескольких часов – и во время концерта, и на последовавшем за ним банкете, и на прогулке по ночной Москве – уговаривал Любовь Петровну сняться в его фильме.

Однако современники ставили эту красивую историю под сомнение: Александров всю жизнь возводил миф вокруг своей супруги. Больше похожа на правду другая версия. Орлова горела желание сниматься, но фотопробы получились неудачными и режиссёр актрисе отказал. Тогда та упросила общую знакомую пригласить Александрова в гости и в приватной обстановке пустила в ход всё своё очарование. Так или иначе, но своего Любочка добилась. 

Фото: teleprogramma.pro

К моменту знакомства с Александровым у Орловой был за плечами брак и весьма перспективный роман. Её первый избранник – Андрей Берзин – занимал довольно высокий пост в Народном комиссариате земледелия и мог дать Любочке ту жизнь, о которой она мечтала, и возможность думать только о карьере. В 1930-м его арестовали. До сих пор из публикации в публикацию кочует легенда о том, как на каком-то приёме Сталин пообещал Орловой выполнить любую её просьбу. Та захотела узнать о судьбе первого мужа. На следующий день её пригласили на Лубянку, сообщили, в каком лагере находится Берзин, и даже предложили при желании воссоединить её с супругом, что в планы актрисы явно не входило.

На самом деле ничего этого не было. Берзин к тому времени, как Орлову представили Сталину, уже вернулся из заключения в Москву и снова работал в Наркомземе на какой-то мелкой должности. Никаких попыток встретиться бывшие супруги, насколько это известно, не предпринимали. Правда в 38-м Берзина арестовали ещё раз, и действительно отправили в ГУЛАГ. Освободился он только после войны и разыскал Орлову. Но эту страницу своей жизни она уже давно перевернула.  

Вторым мужем актрисы мог стать некий австрийский дипломат, фамилии которого история нам не сохранила. Только имя – Франц. Перспектива уехать за границу была очень заманчивой, сытая и спокойная жизнь была бы обеспечена, и многие бы на месте Орловой не преминули бы ею воспользоваться. Но перед ней уже маячил сияющий киношный олимп.

В конце августа на съёмки в Гагры Александров прибыл с женой, Орлова – с Францем. Но вскоре всем стало ясно, кто здесь лишний. Сначала в Москву вернулась супруга Григория Васильевича, вскоре ретировался и Франц. В январе 34-го Орлова и Александров расписались.

Каждый сделал ставку на партнёра  – и не пожалел об этом. Их союз был творческим, а не любовным. Это признают даже самые ярые защитники репутации Любови Петровны. На пылких любовников они не походили даже в начале своего романа. До конца своих дней у супругов были разные спальни, обращались они друг к другу на "вы". И в счастье материнства Орлова себе отказала, причём, вполне сознательно, хотя могла бы перепоручить дитя нянькам. Видимо, Любовь Петровна сочла, что дети и карьера – вещи несовместные.

Фото: soyuz.ru

Дворянка стала передовиком производства, активисткой и ударницей, пусть и в кино. В партию так и не вступила. И орденом Трудового Красного награждена была в 1938 году, когда ещё даже озорная "Волга-Волга" на экраны не вышла, не то что идеологически выдержанный "Светлый путь". Всенародно любимая артистка держала дистанцию между собой и окружающими, независимо от того, были ли это партийные бонзы, киношный бомонд или обожавшие её "простые зрители". Женщины всей страны высветляли волосы "под Орлову", копировали её причёски и наряды, обклеивали стены её фотографиями, но интуитивно чувствовали – она не "одна из них". Из-за спины наивной, грубоватой и такой "свойской" домработницы-ткачихи-письмоноши время от времени выглядывала загадочная и утончённая женщина, пришедшая из мира, окончательно и бесповоротно погребённого под обломками белых дворянских усадеб.
 
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Бриллиантовый Гайдай
Творческий путь Эльдара Рязанова: от документального кино к художественному
Селянка Таня или шпионка Джанет Шервуд? Роли Любови Орловой

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть