XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Наталья Крачковская: королева комедии с грустными глазами

В нынешнем марте исполнилось три года, как российский кинематограф утратил одну из самых характерных своих актрис – Наталью Леонидовну Крачковскую.

Наталья Крачковская. Фото: ТАСС
Наталья Крачковская. Фото: ТАСС

Заслуженная артистка России Наталья Крачковская прочно ассоциируется у зрителя с вдовой Грицацуевой из "Двенадцати стульев" (экранизация знаменитого романа И. Ильфа и Е. Петрова Леонидом Гайдаем). Такое случается со многими актерами – звездная, запоминающаяся роль "загораживает" от публики человека. Наталье Крачковской выпала подобная участь.

Наталья родилась 24 ноября 1938 года в Москве, в семье актеров. Ее мама Мария Зотовна Фонина служила в Московском Театре имени А.С. Пушкина. Девичья фамилия будущей актрисы была Белогорцева. Фамилия очень эффектная и хорошо звучала бы с экрана. Но судьба распорядилась так, что киноактрисой она стала позже и под фамилией мужа.

Юная Наташа по окончании школы параллельно подала документы в Историко-архивный институт и во ВГИК, в мастерскую Владимира Белокурова, исполнителя роли Валерия Чкалова в одноименном фильме. Поступила в творческий вуз и начала учиться, но на первом же курсе попала под машину. Травмы были тяжелые, она даже временно ослепла, и врачи запретили девушке учебу. Но тяга к кино пересилила - Наталья начала сниматься, сначала в массовке, потом в эпизодах.

Наталья Крачковская в молодости. Фото: izhevsk.ru

Одним из эпизодов была крохотная, даже не указанная в титрах роль героини, которую тоже звали Наташа, в одном из последних фильмов Григория Александрова – "Русский сувенир". На съемках этого эпизода Наталью увидела жена Александрова Любовь Орлова - звезда советского кино и эталон красоты для миллионов советских женщин. Именно она, без малого в семьдесят лет игравшая 30-летнюю инженершу, дала молодой актрисе из массовки совет: "Не пытайтесь себя переделать!" Этой рекомендации Наталья Леонидовна следовала всю жизнь.

В 1962 году Наталья Белогорцева познакомилась со звукорежиссером Владимиром Крачковским. Вскоре они поженились, а через год у них родился сын Вася. Именно муж познакомил Наталью с Леонидом Гайдаем, который тогда находился в активном поиске актрисы на роль мадам Грицацуевой. Режиссёр долго не мог найти особу подходящего типажа: оказывается, он искал артистку, похожую на жену звукооператора Крачковского, но не знал, что она и сама актриса, пусть с опытом "маленьких" ролей.

Леонид Гайдай и Наталья Крачковская.

Наконец Гайдай предложил Наталье Леонидовне эту роль – и тем самым положил начало ее славе как "королеве комедии". А ведь, впервые услышав от Гайдая приглашение, Крачковская очень расстроилась! Она прекрасно знала текст романа, и ее угнетала характеристика мадам Грицацуевой: "Молодая была уже немолода". Зато после того, как роль была блестяще сыграна, Наталья Крачковская не раз повторяла журналистам: "Мадам Грицацуева определила мой путь в искусстве". Действительно, ее уникальный талант характерной актрисы был раскрыт в полной мере.

Мадам Грицацуева и Остап Бендер. Фото: zen.yandex.ru

Наталья Крачковская стала одной из любимых актрис Леонида Гайдая. Она снималась в его культовых фильмах "Иван Васильевич меняет профессию", "Не может быть!", "Частный детектив или Операция "Кооперация" . Пожалуй, эти роли запомнились публике больше других. Хотя всего в фильмографии Натальи Леонидовны около сотни работ у различных режиссеров. Достаточно вспомнить, например, Кончиту, служанку Дианы Литтл, из прекрасной философской комедии Аллы Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов" 1987 года. Вообще же Наталья Крачковская не исчезала с экранов до старости. Перерыв около двух лет был только в конце 1980-х, после внезапной смерти любимого мужа. Два года Наталья Леонидовна была в подавленном настроении, но коллеги сумели ее "вытащить", предложив участие сразу в нескольких проектах – фильмах "Аферисты" и "Руанская дева по прозвищу Пышка". Работа спасла Крачковскую. Она вошла в привычную колею и больше уже не останавливалась, даже когда перенесла инсульт, два инфаркта, шунтирование и смогла передвигаться только в специальном кресле.

Наталья Крачковская в кресле, которое называла своим "троном". Фото из архива Независимого профсоюза актеров.

Многие роли сыграны Натальей Леонидовной уже в начале "нулевых". Среди этих работ были роли в сериалах "Кышкин дом", "Моя прекрасная няня", "Трое сверху" и др. Многие известные артисты так и не смогли перебороть в себе настороженное либо высокомерное отношение к сериалам. Наталье Леонидовне оно было не свойственно – напротив, она ценила работу как процесс, и мечтала продолжать ее, пока будут силы. Ее последняя роль была сыграна в 2013 году, за три года до смерти — в скетч-шоу "Осторожно: дети!".

С Леонидом Гайдаем Крачковской работать было тяжело, но очень интересно. В своих многочисленных интервью артистка обязательно рассказывала про два принципа великого комедиографа. Во-первых, Гайдай запрещал Крачковской худеть. Он ценил ее комплекцию "пышечки", столь выразительно смотрящуюся на экране. А Наталью, как всякую женщину, порой охватывало стремление "позаботиться о фигуре". Но коварный режиссер призвал на помощь мужа, и Владимир дарил Наталье вместо цветов булочки и пончики. А во-вторых, в его картинах, полных почти цирковых трюков, Наталья Леонидовна выполняла все эти головокружительные номера сама – и несколько раз оказывалась если не на волосок от гибели, то в ситуациях крайне рискованных. На съемках "Ивана Васильевича" она чуть не рухнула с балкона в сцене, когда лезет за Буншей (на деле – царем) в квартиру к Шурику. Актриса боялась высоты, Гайдай велел подвесить этажом ниже для страховки малярную люльку, Наталья во время перелаза случайно глянула вниз и увидела, что люльку унесло. От приступа паники она чуть не свалилась с перил, но ее успел схватить оператор. На съемках "Двенадцати стульев" она тоже едва не упала с большой высоты во время погони за Остапом по редакции. Тут уже ее спас партнер Арчил Гомиашвили. И даже на съемках комедии "Не может быть" на Крачковскую упала какая-то конструкция…

Наталья Крачковская в фильме "Иван Васильевич меняет профессию". Сцена на балконе. 

Да, искусство требует жертв. Но зрители комедий получили заряд чистейшего радостного смеха. О том, чего стоило выполнение уморительно смешных трюков, Наталья Крачковская поведала миру много позже.

Наталье Крачковской так никогда и не удалось похудеть, но вообще-то она никогда не страдала по поводу фигуры. Выработала несколько максим для ответов журналистам, допытывавшимся, не хотела ли она сбросить вес. Например: "Критерий 90-60-90 – это для дураков!" или "Худосочные актрисы похожи друг на друга, растворяются в общей массе. А мои формы - заметны!"

Как Наталья Леонидовна рассказывала, она всегда была пышечкой и тем нравилась мужчинам – в том числе мужчинам из артистического цеха. Среди них был писатель, артист, режиссер Василий Шукшин. Наталья Крачковская сыграла эпизодическую роль (тоже без титров) в его "Калине красной". Говорила, что сам Василий Макарович ее выбрал – он питал слабость к женщинам "кровь с молоком". Шукшин имел на Крачковскую особые виды: он собирался снимать фильм "Пугачев", в сценарии которого прописал две основные женские роли: жену и возлюбленную Емельяна Ивановича. Жену должна была играть Лидия Федосеева-Шукшина, а барыню, которой Пугачев увлекся, Крачковская. К сожалению, проекту этому не суждено было осуществиться: Шукшин ушел из жизни.

Наталья Крачковская в фильме "Не может быть!". Фото: kino-teatr.ru 

За плечами Натальи Леонидовны было несколько ярких театральных постановок: "Невеста для банкира", "Безумства любви", "Моя бабушка моложе меня" и другие. Наталья Крачковская много играла в антрепризных спектаклях и, возможно, благодаря им пережила относительно спокойно тяжелые для артистов 1990-е годы.

В "нулевые" Наталья Крачковская была активной участницей проекта "Актерский поезд". Идея проекта "Актерский поезд" состояла в том, что этот поезд курсировал между малыми городами России с показами кинофильмов. Популярные артисты, участники этих лент, общались со зрителями, рассказывали им интересные моменты из своей творческой биографии и даже давали мастер-классы. "Актерский поезд" ездил то по Пермскому краю, то по Брянской области. Вместе с Натальей Крачковской в том поезде были Зинаида Кириенко, Александр Кузнецов (звезда фильма "Джек Восьмеркин – американец") и Денис Кирис, председатель Независимого профсоюза актеров. Денис Кирис проехал бок о бок с актрисой тысячи километров и сохранил уникальные воспоминания о ней как о человеке.

Денис Кирис и Наталья Крачковская на выступлении в Унече (Брянская область).  Фото из архива Независимого профсоюза актеров.

Главное качество Натальи Крачковской, на взгляд Кириса – ее удивительная простота: никакой заносчивости, никакого высокомерия. А ведь уровень популярности актрисы просто зашкаливал! В городе Чайковский Пермского края перед выступлением в фойе местного ДК некоторые зрители трогали ее за руку и простодушно спрашивали: "А вы не двойник?" Она отвечала: нет, это я.

- На всех творческих встречах Наталья Леонидовна рассказывала одну и ту же историю – о том, как снималась в комедиях Гайдая, - вспоминает Денис Кирис. – Эта история звучит минут 30-40. Но она каждый раз рассказывала ее по-новому, и люди в зале просто лежали от смеха. В последнее время, когда Наталья Леонидовна уже с трудом ходила, и ей приходилось сидеть в специальном кресле, она придумала для публики очень красивое объяснение этому креслу. Она выходила на сцену и говорила: я так много снималась в комедиях, что стала королевой комедии. Королеве нужен трон! Я буду на нем сидеть, а то мне тяжело стоять. И мы вкатывали ей кресло на сцену.

С этим креслом Натальи Крачковской во время гастролей связано много приключений. В нем ее вытаскивали прямо из поезда. Спутникам актрисы приходилось нелегко, но на этом никто не заострял внимания. Возникали сложности и при "выходе на сцену". Театр антрепризы, например, возил для нее специальный подиум. У "Актерского поезда" возможности были, увы, скромнее. Но, как вспоминает Денис Кирис, в городе Унеча Брянской области за одну ночь в клубе построили специальный помост, чтобы кресло с артисткой вкатить на сцену. А в Клинцах, другом брянском райцентре, в гостинице, где не было лифта, несколько молодых людей несли кресло с Натальей Леонидовной на третий этаж на руках.

Участники "Актерского поезда" на Брянщине. Фото из архива Независимого профсоюза актеров.

Именно с Брянщины Денис Кирис ехал в одном купе с Натальей Крачковской. Та поездка запала ему в душу, потому что они всю ночь разговаривали. Наталья Леонидовна уже не могла спать даже сидя. Она разоткровенничалась с коллегой и рассказала о том, о чем вынуждена была молчать почти всю жизнь – о своем отце Леониде Юрьевиче Белогорцеве. Он был актёром Камерного театра А. Я. Таирова.

Леонид Белогорцев происходил из древнего рода терских казаков. Дед артистки по отцу служил в охране Николая II. Сам Леонид Юрьевич был репрессирован, в начале Великой Отечественной войны добровольно вступил в действующую армию. Он дошел до Берлина и остался там после Победы. Смерть Белогорцева осенью 1945 года в Германии полна загадок – по одним данным, он погиб в автокатастрофе, по другим – его застрелил недобитый фашист. А его вдове и дочерям в голодные послевоенные годы пришлось продавать семейные реликвии дворянского рода.

Наталья Крачковская помнила об отце, что, когда она была ребенком, он подарил ей фигурки каких-то сказочных человечков. Она так любила те игрушки, что, будучи взрослой женщиной, во всех командировках и творческих поездках покупала себе миниатюрные изображения сказочных персонажей. Наталья Крачковская призналась Денису, что любила ездить в Финляндию, у нее там была подруга. За рубежом она тоже с охотой приобретала маленьких человечков.

Наталья Крачковская в роли Кончиты в фильме "Человек с бульвара Капуцинов". Фото: kino-teatr.ru 

Другой слабостью Натальи Леонидовны была, по рассказам Дениса Кириса… домашняя снедь. Актриса никогда не скрывала, что любит вкусно поесть. 

- Ехали мы вдоль реки Камы долгой заснеженной дорогой, - говорит Денис. - Остановились в каком-то селе, потому что Крачковская захотела купить рыбы. Она очень любила домашнюю снедь, дары природы, и все время, куда бы мы ни приезжали, просила купить то соленья, то еще что-нибудь. Ей несли целыми сумками. Всенародная любовь выражалась в том, что все хотели попотчевать любимую актрису. Остановились в селе – сначала безлюдно было, только несколько человек пришло. Двери открылись, она сидела на переднем сиденье микроавтобуса – живая легенда!.. В считанные минуты народ набежал.

Есть поверье, что у клоунов и комиков всегда грустные глаза. Пример Натальи Крачковской его подтверждает. Она была неунывающим, веселым человеком, близкие говорят о жизнерадостном характере актрисы, который не сломила даже тяжелейшая болезнь. Но долгие годы Наталью Леонидовну мучила обида: ей не давали звания Народной артистки. За заслуги в области искусства Наталье Крачковской присвоили звание "Заслуженная артистка Российской Федерации" в 1998 году. Ей казалось несправедливым, что никак не дают подняться на следующую ступень.

Денис Кирис разубеждал Наталью Леонидовну, указывал на трогательные проявления зрительской симпатии и говорил: "Вы народная в полном смысле слова артистка! Нужно ли вам звание при той любви, которую к вам питает народ?". Но она, тем не менее, переживала. Казалось еще больнее, что ее все знают, уважают как профессионала, а звания нет…

Крест на могиле Натальи Крачковской. Фото: necropolsociety.ru. Лето 2018 года

С этой обидой Наталья Крачковская и ушла из жизни утром 3 марта 2016 года. Она умерла в реанимации Первой Градской больницы Москвы. Туда она попала 28 февраля 2016 года с острым инфарктом миокарда, в крайне тяжёлом состоянии. Несколько дней Наталья Леонидовна провела на аппарате ИВЛ, затем ее не стало.

5 марта 2016 года Наталью Крачковскую похоронили на Троекуровском кладбище столицы. Долгое время на её могиле не было каменного памятника, только деревянный крест. Хорошо, что замечательная актриса этого уже не видела – как бы не сочла еще одной несправедливостью…
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Бриллиантовый Гайдай
Творческий путь Эльдара Рязанова: от документального кино к художественному
Селянка Таня или шпионка Джанет Шервуд? Роли Любови Орловой

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть