Поющие (не) в унисон. Премьера в театре Маяковского
23 мая 2019
"Нано-опера", день третий, тур второй. Дуэты.
22 мая 2019
Сказка о Золушке, приключения Синдбада и странствия Синухеты
22 мая 2019
"Нано-опера", день второй, тур первый.
21 мая 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

11 апреля 2019 14:43

Олег Даль: "Жизнь продолжается"

Каждую роль он играл как последнюю

Фото: ok.ru
Фото: ok.ru

Олег Даль был требователен и бескомпромиссен по отношению к себе и окружающим. Это был человек со сложным и противоречивым характером. Порой казалось, что он высокомерен и горд. Каким бы он ни был, важно другое — Олег Иванович Даль был талантливым актёром. Все ли роли он сыграл, какие хотел, всё ли воплотил? Его смерть окружена домыслами и предположениями. Может, актёра погубила жизнь, тот мир, в котором он жил? Ведь он был "инородным", по признанию его самого, актёром.

Олег Даль родился в подмосковном Люблине (сейчас это район Москвы) 25 мая 1941 года в семье железнодорожного инженера Ивана Зиновьевича Жерко и учительницы Павлы Петровны. Даль – не настоящая фамилия актёра. Отец Олега в молодые годы писал статьи в газету "Гудок", подписываясь под ними фамилией Даль. Когда же в стране началась всеобщая паспортизация, взял себе свой творческий псевдоним. Кроме сына Олега в семье ещё была дочь Ираида. В детстве Олег Даль мечтал быть лётчиком, но неожиданно у мальчика обнаружились проблемы с сердцем. О мечте пришлось забыть — Олег Даль решил стать актёром, чтобы сыграть и летчика, и моряка, и своего любимого литературного героя — Григория Александровича Печорина. Однако родители Олега были против такой затеи, считая, что профессия должна быть такой, которая позволяла бы уверенно стоять на ногах. Но сына отговорить им не удалось.


Фото: nashizvyozdy.ru

Для вступительного экзамена Олег Даль подготовил монолог Ноздрева из "Мертвых душ" Николая Гоголя и отрывок из поэмы "Мцыри" Михаила Лермонтова. Вскоре он поступил на первый курс ВТУ имени М.С. Щепкина. В 1961 году режиссёр Александр Зархи экранизирует повесть Василия Аксёнова "Звёздный билет" — так в советской истории кинематографии появился фильм" Мой младший брат", где Даль сыграл одну из заметных ролей. После выхода фильма на актёра обратили своё внимание сразу два именитых режиссёра: Леонид Агранович и Сергей Бондарчук. У первого Олег Даль снялся в детективно-психологической ленте "Человек, который сомневается", а у Сергея Бондарчука молодой актер попробовался на роль Николая Ростова в киноэпопее "Война и мир", что, впрочем, успеха не принесло — проба не прошла. В 1967 году вышел фильм, где Олег Даль исполнил главную роль — "Женя, Женечка и Катюша" режиссёра Владимира Мотыля. Фильм стал очень популярным, а Олег Даль — узнаваемым актёром. Следующей прекрасно сыгранной ролью стал Шут в киноленте Григория Козинцева "Король Лир". Именно Олега Даля в роли Шута хотел видеть режиссёр, ибо Даль был очень талантливым актером. За "Королем Лиром" последовали "Хроника пикирующего бомбардировщика", "Старая, старая сказка", "Плохой хороший человек"," Земля Санникова" и другие. Одной из лучших ролей Олега Даля в кино считается роль Зилова в фильме Виталия Мельникова "Отпуск в сентябре" по пьесе А. Вампилова "Утиная охота". Каждая работа открывала зрителю нового Олега Даля, каждая роль раскрывала его не только как актёра, но, в первую очередь, как человека. И вот в этом "другом" человеке, вероятно, стоит искать как невероятный успех Даля-актёра, так и печальный конец Даля-человека.


Фото: bigenc.ru

Михаил Козаков, народный артист РСФСР, об Олеге Дале сказал следующие слова: "Он играл в театре и много и мало одновременно. Даль был младший, поэтому, когда распределялись роли, он пришёл и чуть опоздал. И получалось так, что его роли играли другие". Так Олег Даль начал играть в "Современнике", но на протяжении нескольких лет актёру давали только роли второго плана. Олег Даль жил на пределе своих сил, сгорал от своего таланта. Галина Волчек, народная артистка СССР, художественный руководитель театра "Современник" говорила о нем следующее: "Гениально, гениально! Как нерв, вынутый из зуба. Никогда в жизни я не видела ничего подобного, да и никто так и не сыграет больше". Так актриса и режиссёр высказалась по поводу самой сильной его роли в "Современнике" — Васьки Пепла в пьесе Максима Горького "На дне". Он менял театры, в которых служил, потом снова туда возвращался. "Современник", театр на Малой Бронной, Малый... Он был в постоянном творческом поиске, боялся не успеть сделать того, что предначертано. Глубокая порядочность сочеталась в нем с детской непосредственностью и наивностью в отношении к жизни. Он мог быть и принцем Флоризелем, и Иванушкой-дурачком, бандитом "Золотой мины" и глубоким Лаевским "Плохого хорошего человека". Можно ли было прожить долго и счастливо, будучи таким незащищённым от внешнего мира? По воспоминаниям Аллы Покровской, заслуженной артистки России, Олег Даль был "артистом с обнажённой кожей. Он время чувствовал всем своим существом. Чувствовал, что вокруг". 


Фото: vsefilmy.blogspot.com

Из дневника Олега Даля, 1980 год, сентябрь: "Я вне театра, кино не радует. Хочется делать. Стал часто думать о смерти. Удручает никчемность, но хочется драться". Актер уже предчувствовал свою смерть, на похоронах Владимира Высоцкого он сказал: "Ну вот, я следующий". Ирина Алфёрова, народная артистка РФ, о смерти Олега Ивановича сказала так: "Когда ушёл Даль осталась эта пустота, которую нельзя заполнить, невозможно заполнить. Потому что это всегда единично". В день, когда умер Олег Иванович, в редакции газеты "Неделя" готовили новый выпуск, где была напечатана его статья, последняя. В ней он размышлял о мире, любви, кино и о вечности. Статья была лёгкая и изящная, как и всё, что он делал. Называлась она так: "Жизнь продолжается". 3 марта 1981 года Олег Иванович скончался в номере киевской гостиницы. Похоронили актёра на Ваганьковском кладбище.


Фото: nasrtoenie.tv



Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О КИНО

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Анна Пингина: "Страх — это вообще не про творчество. Если ты не получаешь кайф от того, что делаешь, не надо этим заниматься"
Поющие (не) в унисон. Премьера в театре Маяковского
"Нано-опера", день третий, тур второй. Дуэты.

В Москве

"Нано-опера", день второй, тур первый.
Новый Иерусалим: образ Святой земли на Руси
Открытие IV Международного конкурса оперных режиссёров "Нано-опера"
Новости кино
ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть