Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

1 февраля 2022 15:50

Черно-белое кино последних лет

"Ревизор. ру" вспоминает картины, создатели которых отказались от цвета.

Кадр из фильма "Холодная война" П. Павликовского. Фото: kinopoisk.ru.
Кадр из фильма "Холодная война" П. Павликовского. Фото: kinopoisk.ru.

Знали ли вы, что цветное кино моложе Клинта Иствуда? Он родился в 1930-ом, тогда как первый цветной фильм — экранизация "Ярмарки Тщеславия" под названием "Бекки Шарп" — вышел в 1935-ом. С тех пор именитые режиссеры не раз проходили мимо этого достижения киноискусства.

В то или иное время так делали Альфред Хичкок ("Психо" — 1960), Стэнли Кубрик ("Доктор Стрейнджлав…" — 1963), Дэвид Линч ("Человек-слон" — 1980), Мартин Скорсезе ("Таксист" — 1980), Джим Джармуш ("Мертвец" — 1995) и многие другие. Часто отказ от цвета был продиктован не экономическими соображениями, а художественным методом. Его отсутствие позволяло зрителю сконцентрироваться на драматической линии или на саспенсе, лучше оценить мизансцену и актерскую игру. Были и комичные случаи: Билли Уайлдер, отвечая на вопрос Мэрилин Монро о цвете, заявил, что с ним Тони Кертис и Джек Леммон будут выглядеть как "двое размалеванных геев". Речь шла о фильме "В джазе только девушки" (1959) и, конечно, реплика Уайлдера не более чем шутка: черно-белая гамма работала на стилизацию картины под гангстерское кино, а также фокусировала внимание зрителя на музыке и диалогах.

Сейчас черно-белые ленты занимают определенную нишу в сегменте интеллектуального кино. Более того, некоторые цветные фильмы впоследствии выпускают в черно-белом варианте. Среди недавних примеров можно выделить "Паразитов" (2019) Пон Джун-хо и "Лигу справедливости" (2021) Зака Снайдера. Мы же расскажем о пяти современных картинах, которые были лишены цвета изначально, и которые обязательно нужно увидеть.

Артист (2011)

Стилистический черно-белый

Кадр из фильма "Артист": kinopoisk.ru 

Удивительное признание Мишеля Хазанавичуса в любви классическому кинематографу завоевало десять номинаций на Оскар. Картина взяла статуэтки за режиссуру, мужскую роль (Жан Дюжарден), саундтрек, костюмы, а также была выбрана лучшим фильмом года, что для неамериканского фильма редкость: в XXI веке это удалось "Артисту" (Оскар-2012), "Паразитам" (2020) и англоязычной, но британской драме "Король говорит!" (2011).

"Артист" рассказывает историю Джорджа Валентайна (Дюжарден) — актера немого кино. Валентайн ярый противник звукового кино, но на дворе 1927 год: именно тогда вышел первый звуковой фильм "Певец джаза". Консервативность Валентайна выбивает его из индустрии, и он решает снять собственный фильм. Параллельно развиваются его отношения с Пеппи Миллер — восходящей звездой кино со звуком…

Хазанавичус отказался не только от цвета, но и от слов — речь героев передается интертитрами. Впрочем, эти пробелы незаметны: режиссер с лихвой компенсирует их визуальными гэгами, эксцентричными шутками, обилием музыкальных номеров, мимической игрой Дюжардена, а также стилизацией под кинематограф тех лет: штампы становятся оммажами, игра в 20-е — тончайшей работой с историческим материалом, буффонада — вершиной артистизма.

Как это бывает в великом кино, в "Артисте" за всем комичным и мелодраматичным скрывается подлинная трагедия человека, наблюдающего, как навсегда уходит его эпоха. Валентайн чем-то рифмуется с тарантиновским Риком Далтоном из "Однажды в… Голливуде" (2019) и, в целом, остается архетипическим образом. В конце концов, все мы переживаем "свое" время.

Холодная война (2018)

Драматический черно-белый

Кадр из фильма "Холодная война". Фото: kinopoisk.ru

В "Холодной войне" Павла Павликовского тоже много музыки, но здесь она совершенно другая. По большей части это пронзительные песни на польском и близких к нему языках. Их поет главная героиня Зуля, девушка из бедной семьи, которая пытается наладить жизнь в послевоенной Польше. Она поступает в музыкальную школу, где встречает пианиста Виктора, вначале её учителя, а затем — любовника. Непростым отношениям Виктора и Зули мешают не только их неравный социальный статус и трудные характеры, но и будто весь мир, разделенный на два лагеря: капиталистический и социалистический…

"Холодная война" развивается не столько в географической — хотя герои встречаются в Берлине, Париже, Белграде — сколько во временной перспективе. Павликовский проводит персонажей сквозь десятилетия: Зули из девочки превращается в женщину, Виктор начинает седеть. Историческая драма становится драмой личностной. Он пытается забыться на светских раутах Парижа, она — встать на ноги, двигаясь по "партийной линии". Его джазовые импровизации в клубах и ее "Как много девушек хороших" дополняют конфликт на музыкальном уровне. Все это заставляет зрителя то печалиться, то надеяться, то радоваться, то снова верить (или не верить) в любовь.

Павликовский некогда взял Оскар за "Иду" (2013) как за лучший фильм на иностранном языке. "Холодная война" удостоилась трех номинаций: за режиссуру, операторскую работу и как лучший иностранный фильм, — но ни в одной не победила. Работу Павликовского, однако, оценили на Каннском фестивале: здесь он получил награду за режиссуру.

Рома (2018)

Ностальгический черно-белый

Кадр из фильма "Рома". Фото: kinopoisk.ru

Ничего общего с Вечным городом Рома не имеет. Это название одного из районов Мехико, в котором родился и рос режиссер фильма Альфонсо Куарон, снявший "Гравитацию" (2013) и "Гарри Поттер и узник Азкабана" (2004). За первую он удостоился двух Оскаров: режиссерского и монтажного. "Рома" же принесла Куарону целых три статуэтки: за режиссуру, операторскую работу (он сам стоял за камерой) и фильм на иностранном языке.

"Рома" рассказывает о жизни обычной мексиканской семьи в начале 1970-х годов. В центре сюжета — горничная Клео и семья сеньоры Софии (муж, мать и четверо детей), в которой она живет. Толчком для развертывания драматических событий становится беременность Клео. Из-за вести о будущем ребенке её бросает молодой человек. Параллельно разворачиваются студенческие беспорядки — реальное событие, вошедшее в анналы истории как "Резня Тела Христова"...

Куарон создавал фильм на основе собственных воспоминаний. Во времена показанных событий ему было около десяти, однако точно сказать, в какого из детей Софии режиссер спрятал себя, невозможно. Да и неважно: оптика здесь женская, а драма — о женском одиночестве, о жестокости мужчин, о детях, о преодолении и, конечно, о любви. В стремлении к натуральному женскому образу Куарон отказался от голливудских актрис. Главную роль здесь сыграла Ялица Апарисио, обычная крестьянка, для которой роль в фильме стала дебютной. Одна из десяти оскаровских номинаций "Ромы" досталась именно ей.

Маяк (2019)

Пугающий черно-белый

Кадр из фильма "Маяк". Фото: kinopoisk.ru

На счету начинающего режиссера Роберта Эггерса всего два фильма: "Ведьма" (2015) и "Маяк". Однако он уже успел стать лицом современного хоррора: интеллектуального, сложного, насыщенного и медленного. "Маяк" рассказывает об Эфраиме Уинслоу (Роберт Паттисон) и Томасе Уэйке (Уиллем Дефо) — двух смотрителях маяка на излете XIX века.

Эфраим, бывший лесоруб, приезжает на месячную работу на маяке. Там его встречает немолодой Томас, алкоголик с чертовщинкой в глазах, который любит рассказывать истории. Поначалу Томас устраивает Эфраиму "дедовщину": например, запрещает подниматься наверх к фонарю. Однако вскоре герои начинают беспробудно пить вместе, попутно сталкиваясь то ли с мистическим явлениями, то ли с ужасающим бредом собственного замутненного сознания.

Ленту выделяет не только черно-белая гамма, но и редкое по нынешним временам соотношение сторон экрана: 1,19:1. Это почти квадратное изображение, по замыслу Эггерса, заставляет зрителя сильнее концентрироваться по центру кадра и одновременно скрывает от него подробности обстановки, которую бы вскрыл широкий формат.

Однако главная особенность "Маяка" в том, что он насквозь пронизан символизмом, мифологией, философией и психологией, благодаря чему его просмотр и интерпретация становятся занимательной игрой для тех, кто не прочь поломать голову на междисциплинарные темы. Любители Фрейда сразу поймут, что маяк — фаллический символ, а между героями возникает эдипальное напряжение. Ценители классической литературы вспомнят мелвилловского кита и античного Протея. Неравнодушные к живописи узнают гравюры Альбрехта Дюрера и картины Саши Шнайдера. Мы же, поклонники кино, не избавимся от ассоциаций с классикой ужасов вроде "М" (1931) Фрица Ланга или "Птиц" (1963) Альфреда Хичкока. И все это лишь толика того, что есть в фильме Эггерса, известного доскональным подходом к изучению тем, на которые снимает.

Манк (2020)

Биографический черно-белый

Кадр из фильма "Манк": kinopoisk.ru

Наша подборка началась фильмом о Голливуде — им же, пожалуй, и закончится. Режиссер Дэвид Финчер снял историю одного из самых известных сценаристов Голливуда, Германа Манкевича, лауреата премии Оскар за сценарий к легендарному "Гражданину Кейну" (1941) Орсона Уэллса. Роль Манкевича — или Манка, как его называли друзья — исполнил Гэри Олдмен.

В фильме параллельно разворачиваются два нарратива. Первый переносит зрителя в 1940-й год. Манк восстанавливается после перелома ноги. Его нанимает Орсон Уэллс, только что выбивший контракт у студии на фильм, причем с полной свободой творчества. Манк начинает диктовать будущего "Гражданина Кейна" секретарше. Продюсеру не нравится его запутанность и нелинейность, а брат Манка Джозеф начинается опасаться Херста — могущественного человека в индустрии, на которого манковский Кейн слишком похож…  

Другая линия состоит из флешбеков, рассказывающих о жизни Манка в 30-е годы: о его знакомстве с Херстом, о работе на MGM, а также о многих известных людях из мира кино. В "Манке" появляются основатель MGM Луис Барт Майер, Ирвинг Тальберг (награду его имени изредка вручают в рамках Оскара), продюсер "Унесенных ветром" (1939) Дэвид Селзник, Чарли Чаплин, Грета Гарбо и другие.

Хотя история непосредственно Манка стала для Финчера очень личной — сценарий был написан его отцом, умершим задолго до фильма, — в образе Германа Манкевича угадывается собирательный тип сложного, экспрессивного творца, которому подчас трудно ужиться с окружающими. Манк — алкоголик, он нередко устраивает скандалы, не соблюдает субординацию и сторонится коллектива. При этом он, конечно, настоящий гений с мечущимся, но сильным духом. На втором плане Финчер рассказывает про американскую политику, устройство студийной системы, растущую власть нацистов в Европе. Все это так или иначе влияет на Манка и его характер. Нити истории и личности, как это принято в байопике, переплетаются.

"Манк" был удостоен десяти номинаций на Оскар, однако победил лишь в двух. Награды забрали оператор Эрик Мессершмидт и художник-постановщик Дональд Берт, уже имевший Оскар за декорации к финчеровской же "Загадочной истории Бенджамина Баттона" (2009).
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть