"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024
БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

24 января 2022 19:18

Режиссеры нового десятилетия

Обзор "Ревизора.ru".

Кадр из фильма "Маяк". Фото: kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Маяк". Фото: kinopoisk.ru

Если бы киноведы из будущего заглянули в новогодние каникулы 2022 года, по содержанию кинопроката, телевидения и по темам обсуждений на форумах они могли бы принять эпоху за конец 90-х. Публика обсуждала Стивена Спилберга ("Вестсайдская история"), Ридли Скотта ("Последняя дуэль", "Дом Gucci"), Пола Томаса Андерсона ("Лакричная пицца"), Лану Вачовски ("Матрица: Воскрешение") и других "старейшин" кинематографа. При всем уважении к этим светилам, "Ревизор.ru" решил назвать ряд имен новых режиссеров, за которыми стоит следить в ближайшее десятилетие. В качестве демаркационной линии был выбран следующий принцип: первый полный метр автора вышел не ранее 2012 года. Обзоров будет несколько. Конкретно этот посвящен хоррор-режиссерам.

Ари Астер


Ари Астер. Фото: ceditor.setka.io.

Авторский почерк Астера ярко проявился еще в его первой короткометражке "Что-то странное с Джонсонами" (2011), которая открывалась сценой глумливо-эротической. У главного героя были сложные, мягко говоря, отношения с отцом... С тех пор инцестуальные мотивы в частности и разложение семьи в целом стали опорным пунктом в психологии (а вернее — в психопатологии) героев режиссера. Межличностный конфликт в его картинах оказывается ужасом пострашнее культовых обрядов и паранормальных сущностей.  

В принесшей известность Астеру "Реинкарнации" (2018) героиня Тони Коллет узнала, что ее недавно умершая мать страдала сильным психическим расстройством. Она пыталась наладить семейный быт с безразличным мужем, сыном-подростком и дочерью, отрывающей головы голубям, но это удавалось все хуже…


Кадр из фильма "Реинкарнация". Фото: kinopoisk.ru

Первая половина фильма была больше похожа на жесткую драму. Далее зрителя ждали экзорцистские обряды и демоны, да не абы какие, а тщательно выверенные Астером по гримуарам. И это тоже астеровский стиль: картины режиссера выполнены в набирающем популярность методе "слоубёрнера", когда то, за что мы любим хорроры, начинается во втором акте.

Второй и пока последний полный метр Астера, "Солнцестояние" (2019), интересен, как минимум, формальным экспериментом: это ужасы, в которых самая "жесть" происходит при ярком дневном свете, а не в классическом мраке. Героиня Флоренс Пью (сестра Черной Вдовы из сольника) отправилась с друзьями парня в Швецию. Она в глубокой депрессии: её сестра убила маму с папой, а потом покончила с собой.  Ребята поселились в коммуне, обряды которой парень хотел изучить как будущий антрополог. Оказалось, что ритуалы язычников-шведов включают в себя инцест, геронтоцид и расчленение, причем их частью могут стать и гости из Соединенных Штатов. Действие в этом фильме Астера растягивалось драматическими сюжетными линиями, а потому "Солнцестояние" шло запредельные для ужастика два с половиной часа.


Фильм "Солнцестояние". Фото: kinopoisk.ru

Астер — художник не для всех. Его любят на Rotten Tomatoes (89 и 83 процента соответственно), отмечают номинациями на Сатурне, но довольно спокойно принимает российский зритель: все картины режиссера, в том числе короткометражки, находятся в серой зоне Кинопоиска. В 2022 году выйдет третий фильм — "Бульвар Разочарования", который точно будет не менее астеровским: у главного героя умрет мать, а сам он столкнется с культом. Главную роль исполнит оскароносный Хоакин Феникс.

Джордан Пил


Джордан Пил. Фото: kinopoisk.ru.

В отличие от Астера, Пил не сразу вступил на хоррор-стезю. Он начинал как комедийный актер, участвуя в сериале "Безумное телевидение". Затем стал озвучивать мультфильмы вроде "Робоцыпа" (2005) или сериала "Американский папаша", параллельно участвуя в скетч-шоу, самое известное из которых — "Ки и Пил", создаваемое в соавторстве с комиком Киганом-Майклом Кеем. В 2018-ом году, однако, Пил заявил об окончании актерской карьеры и сосредоточился на постановке картин.

В режиссерском кресле зритель увидел Пила только в 2017-ом, когда вышел его дебютный хоррор "Прочь" с Дэниэлом Калуей (взявшем на "Оскаре" 2020 года приз за роль второго плана в "Иуде и черном мессии"). По сюжету, Крис Вашингтон (Калуя), фотограф-афроамериканец, едет знакомиться с родителями белой девушки в их загородный особняк. Приехав туда, Вашингтон замечает странное поведение всей прислуги, принадлежащей к той же расе. Возможно, у родителей девушки совсем другие планы на Вашингтона…


Кадр из фильма "Прочь". Фото: kinopoisk.ru

Даже беглое ознакомление с синопсисом позволяет вычленить центральную метафору социального хоррора Пила: превосходство "белых" американцев над обладателями другого цвета кожи и отсылки к годам рабовладения и последующей сегрегации. Сатирические вкрапления и оригинальный сюжет пришлись по вкусу не только американскому, но и отечественному зрителю, далекому от идей BLМ. На родине же "Прочь" был отмечен двумя номинациями на "Глобус" (фильм и мужская роль) и четырьмя — на "Оскар" (фильм, мужская роль, режиссер и сценарий). Правда, единственная выигранная статуэтка досталась самому Пилу за сценарий.

В следующем фильме, "Мы" (2019), Пил реализовал еще более фантастический сюжет: темнокожая семья сталкивается со своими немыми двойниками, которые пытаются её убить. И только мать в исполнении Лупиты Нионго (Оскар за роль второго плана в "Двенадцати годах рабства") удивлена меньше, чем другие: она уже видела своего близнеца в зеркальном лабиринте, когда была ребенком…


Кадр из фильма "Мы". Фото: kinopoisk.ru

Вторая картина была не так хорошо встречена зрителем (и по эту, и по ту сторону Берингова пролива), не получила номинаций на "Оскар" и "Глобус", а из наград взяла только Сатурн за режиссуру. Доппельгангеры оказались олицетворением и проблем афроамериканского населения, и проблем инклюзии, и фрейдовским Оно, и лаканианским Другим, и трамповской Стеной, и, как следствие, менее внятным образом, чем аристократы из "Прочь".

Сейчас идет постпродакшн третьего полнометражного фильма Пила — "Нет", который должен появиться на экранах в этом году. Известно, что одну из главных ролей вновь исполнит Дэниэл Калуя. В касте также заявлен Стивен Ян, известный по "Окче" (2017) Пон Джун-Хо и недавней американо-корейской драме "Минари" (2021), за которую был номинирован на "Оскар".

Роберт Эггерс


Роберт Эггерс. Фото: kinopoisk.ru

Карьера Эггерса началась с театра: будущий кинорежиссер переехал в восемнадцатилетнем возрасте в Нью-Йорк, где начал ставить экспериментальные пьесы, параллельно развиваясь как дизайнер. Первые хоррор-короткометражки Эггерса, как позже он признался, были чересчур личными и слишком авангардными, а потому непонятными для зрителя.  Учитывая эти ошибки, Эггерс решил посвятить первый полный метр теме, которая уже давно зарекомендовала себя в жанре ужасов — ведьмам.

Картина с лаконичным названием "Ведьма" вышла в 2015 году. Фильм открывался изгнанием пуританской семьи из общины и переездом её членов в отдаленный от людей домик рядом с лесом. Вскоре выяснилось, что один сосед у Уильяма, Катерины и их пятерых детей все же есть — живущая в чаще леса ведьма. Вскоре она похитила новорожденного ребенка и совершила с ним действие, сравнимое по жестокости разве что с "Сербским фильмом" (2010)...


Фильм "Ведьма". Фото: kinopoisk.ru.

Кропотливое создание сеттинга XVII века (художница Линда Мьюир шила костюмы из шерсти, льна и конопли, а композитор Марк Корвен писал партитуру для никельхарпы), диалоги на основе реальных документов времен охоты на ведьм, съемка при естественном освещении и многочисленные библейские аллюзии заставили многих критиков поставить "Ведьму" в числе не только самых страшных, но и самых исторически достоверных и глубоких фильмов ужасов последнего времени. Да что там, во время просмотра фильма испугался сам Стивен Кинг.

"Ведьма", ко всему прочему, открыла молодую актрису Аню Тейлор-Джой. Постер с её изображением любители ужасов могут уже сейчас вешать между Сигурни Уивер и Джейми ли Кёртис: за плечами двадцатипятилетней американки "Сплит" (2017) и "Стекло" (2019) Шьямалана, "Прошлой ночью в Сохо" (2021) Эдгара Райта, а также "Новые мутанты" (2020) и "Обитель теней" (2017).

Для второй картины, черно-белого "Маяка" (2019), Эггерс выбрал другой исторический период: 1890-е годы. Теперь бороться с неизвестными сущностями пришлось Роберту Паттинсону и Уиллему Дефо. Их герои Эфраим Уинслоу и Томас Уэйк — смотрители одинокого маяка, коротающие время в беседах друг с другом и пьяном угаре. Довольно скоро на маяке начала твориться чертовщина, хотя, может быть, она была лишь в головах смотрителей…

Как и в первый раз, Эггерс досконально подошел к созданию мира "Маяка". Насыщенность картины всевозможными аллюзиями и оммажами породила у критиков и зрителей широчайший спектр интерпретаций, сравнимый по масштабу разве что с попытками выяснить, о чем хотел сказать Даррен Аронофски в "Маме!" (2017). Наконец, как и после "Ведьмы", зрителей разделил вопрос: "Где бесы Эггерса: вовне или внутри?"


Кадр из фильма "Маяк". 

"Маяк" добрался до Оскара, на котором оператор Джарин Блашке уступил награду Роджеру Дикинсу и "1917" Сэма Мендеса. Однако фильм оценили в Каннах: Эггерсу достался приз ФИПРЕССИ. "Ведьма" же в свое время получила приз за лучшую драму в Сандэнсе.

Сейчас Роберт Эггерс, в отличие от Пила и Астера, отошел от хоррора и закончил работу над третьей картиной — историческим триллером "Варяг", который должен выйти в 2022 году. В центре сюжета окажется исландский принц Амлет, мстящий за убийство отца. Судя по всему, Эггерс больше ориентировался на близкие ему средневековые мифы и сказания, чем на шекспировский вариант легенды. В фильме снова появятся Уиллем Дефо и Аня Тейлор-Джой, а компанию им составят Николь Кидман, Итан Хоук и Бьорк. Роль Амлета досталась Александру Скарсгарду, обладателю Золотого Глобуса за роль второго плана в "Большой маленькой лжи" (2017-2019).
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
Ирина Герасимова: "Главная задача конкурса "Партитура" – открыть новые имена"
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть