Тюменцы сняли клип об участниках форума уральской молодежи
20 мая 2019
Бэкон, Пушкинский Давид — Итальянский двор с "Барокко-бит"
20 мая 2019
"Театральное ПТУ v.6.0" стартует в июне
20 мая 2019
В Санкт-Петербурге состоится 25-й международный фестиваль КУКАРТ
20 мая 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

1 октября 2018

"Запад" со всех сторон света

Спектакль МакДонаха "Сиротливый Запад"– везде разный и везде о любви

Мартин МакДонах. Фото: Gerry images/Rune Hellestad-Corbin
Мартин МакДонах. Фото: Gerry images/Rune Hellestad-Corbin

Семь театров из разных стран представили свое видение знаменитой пьесы "Сиротливый Запад" на Третьем Международном фестивале ирландского кинорежиссера и драматурга Мартина МакДонаха в Перми. Третий Международный фестиваль Мартина МакДонаха прошел в Перми с 1 по 7 октября 2018 года. В программе третьего фестиваля участвовали 16 театров из Чехии, Румынии, Венгрии, Грузии, Македонии, Ирана, Молдовы, Казахстана и Боснии, нескольких российских городов.

Удивительную притчу Мартина МакДонаха о любви и ненависти представили на суд зрителей театры из Ирана, Венгрии, Грузии, Молдовы, Боснии и России. Уникальный Международный фестиваль МакДонаха в третий раз удивил – только здесь в течение знаменитой "ирландской недели Сергея Федотова" можно было увидеть одну пьесу в исполнении разных театров и сравнить взгляд на историю братьев Коулмэна и Вэлина в разных точках планеты.
Главные герои "Сиротливого запада" — два брата, связанные не только взаимными обидами, ненавистью и страстью шантажировать друг друга, но и общей тайной о смерти отца. По словам Сергея Федотова, это остропсихологический театр: "Болезненная реалистичность событий и отношений двух братьев, жестокость, замешанная на годах непонимания, тяжелом быте, пустых обидах и убийстве, парадоксальным образом сочетается с острой комедийностью, заставляя зрителей пребывать в экстремальных состояниях".

В 2016 году призерами Второго фестиваля МакДонаха стали постановки "Запада" в исполнении TronTheatre из Шотландии (гран-при фестиваля и диплом Лауреата "За лучшую мужскую роль" – отец Уэлш в исполнении Майкла Дилана (Michael Dylan); свою победу они разделили с новосибирским театром "Старый дом" (режиссер-постановщик спектакля сам Сергей Федотов). Кроме того, жюри признало лучшим актерский дуэт "левитирующих братьев" Анатолия Григорьева и Тимофея Мамлина.
 
Иранский Бужнард Арт Театр – страсти в яркой обертке
 
Организаторы фестиваля не первый раз приглашают иранские театры. На втором фестивале это был "Человек-Подушка" театра Nowadays, на этот раз в Перми показали иранский "Сиротливый Запад".

Иранский театр "Бунжард Арт" нашёл свой подход к МакДонаху. "Мы смотрим на всё по-другому. Это восточное восприятие текста. Мы не использовали насилие: бои и кровь показали поверхностно. Но мы раскрыли новые смыслы" – рассказал режиссёр Араш Фироузэ. Режиссёр добавил, что в Иране знают МакДонаха и с удовольствием смотрят его фильмы. Пьесу "Сиротливый Запад" перевели специально для театра, и актёрам она сразу понравилась. Сценограф ХамедАламиПоор создал декорации, продумал образ Коулмена. Актёр, исполняющий роль Коулмена, не смог приехать на фестиваль. Новый актёр был введен в постановку всего за шесть дней.

Фото: пресс-служба фестиваля МакДонаха

Исаак Фарноуд (отец Уэлш в спектакле) рассказал, что поначалу было сложно работать над пьесой: "Мы очень много репетировали и старались по шагам войти в роль. На сцене я полностью перевоплощаюсь. Не важно, кто я в реальной жизни, какую религию исповедую. На сцене я тот, кого играю". Азадэ Хеидарзадэ (Гелин), напротив, вживаться в роль было несложно: "Я и в жизни такая!", – хотя трудно представить хулиганкой и матерщинницей скромную девушку в мусульманском головном платке.

Удалось ли адаптировать драматургию МакДонаха без потери колорита и остроты?

Дом братьев Коннор похож на кукольный домик – маленький, аккуратный, цветастый. На первом этаже стол, стулья, ярко-красная плита. Там же висит портрет Сергея Федотова – небольшой реверанс Фестивалю и его создателю. На втором этаже – красное кресло, плакат собаки, белый унитаз и красная боксёрская груша Коулмена. Вещи Вэлина помечены жёлтой буквой V. Сами герои тоже выглядят "кукольно", несерьёзно. С первой сцены и до конца они остаются детьми. В спектакле нет сцен насилия: братья борются между собой, как дети, Гелин пару раз ударяет отца Уэлша журналом. Да, Коулмен наставляет на Вэлина дуло ружья, но не замирает в этот момент. Это типичный детский "пиф-паф". Оружие в их руках – как милые игрушки.
Самоубийства Уэлша (Исаак Фарноуд) зритель не видит – священник выходит за дверь и кричит, на этом всё. Впрочем, даже после смерти Уэлш не исчезает со сцены: его лицо вдруг появляется в прямоугольном вырезе в стене, как картина. Он слушает разговор братьев, то одобрительно улыбаясь, то хмурясь. А в какой-то момент тянется рукой к брошенным неподалеку пирожкам. Конечно, его жертву в таком контексте нельзя воспринимать всерьёз. Это скорее нарочитая игра "я ушел на небо". Актёры экспрессивные, яркие, смешные. Весь спектакль от начала до конца – весёлая игра, без надрыва и напряжения. Здесь совершенно нет "чернухи", которую выдвигают на первый план некоторые режиссёры. Но не находишь в спектакле и живых, сложных и противоречивых персонажей, в которых с болью узнаёшь себя.
Если это и МакДонах, то именно восточный. Уникальный и своеобразный. Но совсем не такой, какого мы ожидаем увидеть.
 
Альтернативный венгерский театр "СолтисЛайос" – живо и музыкально
 
Венгерский подход к постановке удивляет, завораживает. Здесь и оригинальное взаимодействие с публикой, и неожиданные музыкальные вставки, и потрясающая игра актеров. Режиссер Петер Истван Нагы использовал интересный приём, когда публика уже не просто гости зрительного зала, а часть постановки. Зрителям отведены места прямо на сцене. Этот ход дает ощущение причастности к происходящему и еще больше усиливает переживания за судьбу актеров.

Венгерский спектакль не знает границ. Понятие сцены утрачивается: вот Коулмен (Арнолд Пести) спускается по лестнице и гуляет по пустому зрительному залу, вот Герлин (Викториа Хорватх) танцует под аккомпанемент музыкантов в холле театра, а вот она сидит среди зрителей. Временами партнерами актеров прямо на сцене становится музыкальное трио: живая музыка передает настроение персонажей в разные моменты и задает ритм последующему эпизоду. Порой придает контрастности: спокойная и душевная игра на гитаре сопровождается безобразной дракой двух братьев.

Игра актеров театра заслуживает отдельного внимания. Отец Уэлш - уставший от бесчеловечности, сломленный своим же окружением. Он уже не похож на священника: спортивные штаны, кеды и взъерошенные волосы. Уэлш безучастен в своей жизни, отречен от корыстного общества и всегда в обнимку со спиртным. Влюбленная в него Герлин, напротив, бойкая, задорная молодая девушка. Захочет – на стол залезет и танцевать начнет, захочет – закричит от переизбытка чувств. И братья получились очень импульсивными. Чуть что, сразу драка и выяснение отношений. Вален (Роналд Бруцкнер) до такой степени жадный, что не только не разрешает читать его журналы и брать его чипсы, а даже с удовольствием собирает выпавшие зубы бедного отца Уэлша. Ну а вдруг пригодятся! А Коулмен как был когда-то подростком, так им и остался. Рваные джинсы, нелепо заправленная рубашка. И поступков своих не стесняется вовсе. Жарко? Снял при всех штаны. Брат обижает? Нужно на него с нунчаками налететь, чтоб знал своё место!

Фото: пресс-служба фестиваля МакДонаха

Яркий, безумный, ни на что не похожий спектакль точно заслуживает места не только на фестивале МакДонаха, но и в сердцах зрителей. Режиссёр венгерской постановки, Петер Истван Нагы увидел в истории отца Уэлша историю сизифова труда по изменению реальности. Но что интересно, в венгерской трактовке отец Уэлш оказывается героем слабым, с искажённым восприятием – все происходящее он видит "сквозь стекло бутылки" и многолетнего отчаяния.

Актёр Зсолт Темеси, исполнитель роль отца Уэлша, поясняет: "Наш театр появился и живёт сейчас в маленькой деревне где-то в 200 км от Будапешта. И "Сиротливый Запад" – вообще первый спектакль у нас по МакДонаху. Поставить его решил наш режиссёр. Нас и всю труппу тронула в этой пьесе как раз атмосфера заброшенной и забытой деревни, заброшенного общества. Потому что мы тоже живём в похожем маленьком городке (население около 20 000 человек), так что мы увидели очень много сходства самом менталитете героев и образе жизни ирландской глубинки и нашей. Линэн почти как наш городок, только ирландский. Более того, наш театр стоит между церковью, кабаком и рынком. Это, можно сказать, культурный треугольник города".

Ход режиссёра с расширением пространства и выходом за рамки одной сцены был отмечен, как удачный метод удивления публики. Жюри оценило нестандартное видение режиссёра, благодаря которому зрители были полностью вовлечены в сюжет спектакля, а также выразило большую благодарность труппе театра за полученные эмоции. Театр получил премию фестиваля за лучшее музыкальное оформление спектакля.
 
Впервые на фестивале – грузинский "Открытый театр"
 
Спектакль из Тбилиси был точно одним из самых ярких на фестивале. Фестивальный показ стал премьерой: русский зритель первым увидел работу грузинского "Открытого театра", которую создали актёры и режиссёр из 4-х разных театров Тбилиси. Это спектакль-потрясение - он задал новое направление развития макдонаховской истории и ее героев. Братья Коулмэн и Вэлин не жалкие, забитые, зацикленные и с мутными от ненависти глазами, но очень живые, игривые, открытые. И, наверное, самая поразительная их черта, которая раскрылась в этой постановке – они хотят счастья. Пусть не очень умеют, но невероятно хотят. Вахтанг Николава вместе с труппой смогли рассмотреть такое неожиданное желание в человеке, который убил своего отца и постоянно в ссорах и драках с братом, который тоже может хотеть счастья.

Про особую роль конфликта в самом процессе работы над спектаклем и уже на сцене Вахтанг Николава говорит так: "Вот это самое удивительное, что в Грузии часто, пока не поругаешься с человеком, не сможешь с ним подружиться. Не через консенсус к примирению прийти, а через столкновение. Иначе – как белка в колесе: "Давайте договоримся" – и недовольны остались все. А когда в открытую – шлюзы открываются, и разрешается тот внутренний дефицит, который волновал и тебя и человека, с которым ты ругаешься. Но во многом еще и это было трудно понятно с нашим характером – как может так долго накипать конфликт? Стагнация – это совсем не про нашу культуру".

Фото: пресс-служба фестиваля МакДонаха

Режиссер Виктор Шрайман выразил свое восхищение режиссеру Вахтангу Николава: "Мне безоговорочно нравится ваш спектакль! – сказал театральный педагог. - Я очень много езжу и вижу. Не редко, мне приходится видеть рыхлые конструкции. Но вы, как режиссер, взяли губку, отжали воду и спектакль стал упругим". Театровед Вера Шамина отдельно отметила игру актеров: "Что первое поражает, так это потрясающая энергетическая заряженность. Спектакль просто пробивает, сшибает, сносит. Прежде всего, благодаря темпоритму, блестящей игре актеров, которые выдерживают эти темпоритмы. Кажется, что братья Коннор неуклюжие, неповоротливые, а оказывается, сколько в них пластики, сколько эксцентрики! Эта постановка – потрясающее удовольствие, которая совершенно не разбивает того, о чем пишет МакДонах в своей пьесе".

Спектакль грузинской труппы отмечен премией "Открытие" Третьего фестиваля МакДонаха.
 
Взгляд на Запад "С улицы Роз": театр из Молдовы исцеляет смехом
 
Один из ярких участников Третьего международного театрального фестиваля Мартина МакДонаха – молдавский театр "С улицы Роз", созданный заслуженным деятелем искусств Республики Молдова Юрием Хармелиным, настоящим сподвижником театра. Спектакль "Сиротливый Запад" режиссера и создателя уникального авторского театра Юрия Хармелина первым открыл Третий международный фестиваль Мартина МакДонаха, задав тон всей "ирландской неделе".
МакДонаховские герои получились ожесточившимися постаревшими детьми, поэтому в сценографии дом братьев выглядит словно стареющий вместе со своими хозяевами "штабик" из их детства, в углах которого они по-прежнему прячут друг от друга чипсы и фотографии полюбившихся девчонок. Как будто их представления о мире и том, как он устроен, так и остались на уровне "штабика", вот только они совсем не знают, что с этим делать, да и надо ли. Поэтому после очередной драки, чуть не закончившейся убийством брата и обожжёнными руками отца Уэлша, брат Коулмэн, остыв, недоумённо сказал Вэлину: "И чего он так? Драка – это же обратная сторона любви".

Фото: пресс-служба фестиваля МакДонаха

В героях, представленных актерами театра Василием Павленко (Коулмэн) и Александром Петровым (Вален), Вячеславом Азаровским (Уэлш) и Еленой Тендель (Герлин), эти стены четко ограничены долго хранимыми обидами, недомолвками и неумением сказать о своих чувствах. Для того, чтобы не быть, а хотя бы казаться взрослыми, на одной из этих внутренних стен нужен образ – пусть даже прощальное письмо священника, даже над самим именем которого герои похохатывают. Образ взрослого, образ того, кто следит за тобой.

Жюри дало высокие оценки спектаклю из Кишинева."Мы приходим к понимаю того, что МакДонах – это не про быт. И это удалось показать. Была масса интересных вещей: не было реального дома, не было полок со статуэтками, а была лестница, куда все лазали. Замечательный ход: они показали небольшие уши собаки, а совсем маленькие, но спрятанные в статуэтке Девы Марии. Было множество моментов, которые уводили в мир небытовой", – отметил критик Валерий Бегунов.

Анастасия Ефремова, театровед и критик, рассказала, что сразу приняла братьев из "Сиротливого Запада" театра "С Улицы Роз": "Они мне понятны – это мой младший сын, которому 25 лет. Я из небольшого города и у нас целые районы "таких" братьев. Именно так они живут. И это наши дети". С другой стороны, пара "священник-девушка", их мотивы, чувства и их жизнь в целом остались непонятны: "Возможно, в следующем спектакле всё будет по-другому. Ведь спектакля, который мы сегодня посмотрели, больше не будет никогда. Каждый раз это что-то новое. Поэтому мы были счастливы присутствовать при рождении новой жизни. И этот спектакль, и этот театр отвечают моему счастью. Я знаю, то, что не происходит сейчас – потом всегда может случиться. Мне очень нравится этот театр, и я благодарю ребят за спектакль".

"За смелость" - такой специальный приз Президента Фестиваля Сергея Федотова получил театр "С Улицы Роз".
 
Златан Видовиц и лучшая мужская роль в "Сиротливом Западе"
 
Коллектив Национального Театра Республики Сербской (Босния и Герцеговина) впервые приехал на фестиваль с постановкой Белинды Божицкович "Сиротливый Запад".

Сербские братья Вален и Коулмен - счастливы. Просто счастливы, потому что живы, потому что до сих пор дети в душе и, наверное, по ещё каким-то невероятным причинам. И это сочетание легкости и любви к жизни, пусть и так неказисто и разрушительно выражаемой, потрясает, когда оно вдруг переворачивается, а за брызжущим весельем вырастает неосознаваемая и невыносимая тяжесть во вдруг окаменевшем лице брата после убийства отца.
Это первая постановка на фестивале, где, согласно трактовке режиссёра, отец Уэлш и братья не то что разные или не понимают друг друга – они живут в разных реальностях. Отец Уэлш становится не "лучом света в тёмном царстве", скорее, его появление здесь – своего рода эксперимент МакДонаха. Законы "детского мира" оказываются слишком жестокими для отца Уэлша, а жертва его не только не понятна братьям, но и сожжена, потому что в неё нет трагедии. Это жизнь, и её не измерить даже Библией, а тем более одному священнику. Но даже "животный мир" не теряет права на существование, утверждает постановка из Боснии и Герцеговины.

Златан Видовиц. Фото: пресс-служба фестиваля МакДонаха

В сербской постановке жюри фестиваля привела в восторг игра актеров. "Я как режиссер скажу - блистательный актерский состав!  Мощный энергетический обмен между сценой и зрителем", – заявил Виктор Шрайман. Его точку зрения поддержала Анастасия Ефремова: "История ясная, четкая, можно сказать, минималистическая. Просто замечательное распределение ролей, каждый актер на своем месте".
 
Взгляд на ирландскую глубинку из российской: шадринский "Запад" у озера слез
 
Братья Вален (Михаил Ворошинин) и Коулмен (Иван Карпов) в постановке театра из Шадринска живут постоянными ссорами и придирками. Им наплевать на смерть отца, на только что утопившегося знакомого. Братьям важна сиюминутная выгода – имущественная, моральная, физическая. Лишь отец Уэлш (Валерий Мазурин) пытается достучаться до братьев, кажется – он один здесь живет настоящими человеческими отношениями. Но его голос отчаяния никто не слышит.
На сцене Колмен предстал заикающимся, неуверенным и совершенно не привлекательным мужчиной, который самоутверждается за счет выдуманных небылиц и псевдосамоуверенности. Вален – не лучше брата. Неуклюжий мужчина, пытающийся прибрать всё к рукам.

Фото: пресс-служба фестиваля МакДонаха

Бойкая, дерзкая Герлин (Ксения Веремьева) кажется на первый взгляд довольно ветреной и распутной особой. Но это лишь маска, которую она готова снять наедине с мужчиной, неясно чем покорившим ее сердце. Это отец Уэлш – скромный, уставший, бессильный перед своим аморальным окружением. В оригинальной пьесе МакДонаха он несколько моложе братьев. Но в трактовке Шадринского Драматического театра он заметно старше их. Поэтому влюбленность юной Герлин в пожилого мужчину выглядит как неосознаваемое желание обрести отца – заботливого, доброго, умного. Любовь это к отцу, или к мужчине, или желание понять Бога?..

Еще одной задумкой этого театра стал берег, который являлся краем сцены. А зрительный зал удивительным образом превратился в озеро. Поэтому герои часто смотрели на публику, что обостряло сопереживание зала.
 
Навсегда дети: "Запад" в постановке Сергея Федотова
 
Спектакль Сергея Федотова "Сиротливый Запад" показали во внеконкурсной программе фестиваля. Напомним, что эта постановка – Номинант Национальной премии "Золотая маска".

Первое впечатление – сценография очень психологична и чуть ли не документальна: разрушенный и разоренный быт как проявление сути разрушенной семьи. Зритель через обоняние затхлого и душного воздуха их дома, резкого запаха горелой пластмассы, после того, как Коулмэн сплавил в плите фигурки святых Вэлина, после "взрывающихся" в свете рампы клубов пыли при драках героев уже на уровне ощущений максимально включается в происходящее на сцене. Он, так же, как братья чувствует все эти запахи и замечает то, чего не могут заметить братья. Сами братья Коулмэн (Владимир Ильин) и Вэлин (Василий Скиданов) так сыграны и вписаны в контекст, что сливаются в одно целое. Даже одеты они совершенно одинаково: незамысловатый поношенный брючный костюм на подтяжках, бесцветная рубашка и свитер. Разве что размеры разные, да и Вэлин более горяч, но тут скорее сыграло уже психологическое распределение ролей в их крепком и многолетнем союзе. Все герои спектакля будто вписаны в какую-то систему, которая предопределяет каждое их решение, но вот только они не способны этого заметить. Слишком близко. Слишком далеко.

Фото: пресс-служба фестиваля МакДонаха

Эти визуальные и художественные решения только ещё больше подчёркивают инфантильность как одну из ключевых черт героев мира МакДонаха: да, мы можем понять, что навсегда остаёмся детьми, но что делать дальше с этим пониманием и какой он, на самом деле, это детский мир, которые создают "взрослые"? Как так случилось, что "взрослые" - это мы? Это, наверное, один из главных вопросов, который задаёт зрителю знаменитый спектакль.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Тюменцы сняли клип об участниках форума уральской молодежи
Бэкон, Пушкинский Давид — Итальянский двор с "Барокко-бит"
"Театральное ПТУ v.6.0" стартует в июне

В Москве

Там, где растёт новое поколение театральных блогеров
Три эпохи Александра Вертинского
Дней связующая нить
Новости
ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть