"Другие берега" в Новосибирске
11 сентября 2024
"Днищще". КЦ "Хитровка". Белый зал. Режиссер Артур Марченко.
11 сентября 2024
"Белая лошадь" обошла всех
10 сентября 2024
Фестиваль, объединяющий музыкальные театры
10 сентября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Начало русской комедиографии. Денис Иванович Фонвизин

Царедворец и дипломат - без лукавства и лицемерия. Чиновник и литератор - без компромиссов.

Денис Иванович Фонвизин
Денис Иванович Фонвизин

Возможно ли такое? Возможно, если речь идет о Денисе Ивановиче Фонвизине, авторе блестящих трактатов, публицистических статей и двух талантливейших пьес, положивших начало отечественной литературной комедии. Впрочем, по духу своему "Недоросль" и "Бригадир" были не менее народны, нежели похождения Петрушки, которыми в ярмарочном балагане засматривалось все российское общество, без различия сословий.

Русская литература "допушкинского" периода может по праву гордиться своим XVIII веком: именами таких мастеров слова, как Ломоносов и Державин, Сумароков и Тредиаковский. Но особое место в нем занимает родоначальник "легкого" письма театральной драмы в народном духе, мастер истинно русского сюжета и диалога (при том, что корни имел немецкие, что и в фамилии отразилось), просветитель и моралист – Денис Фонвизин.

24 сентября (по новому стилю 4 октября) 1782 года случилась, наконец, премьера великолепной пьесы "Недоросль" на сцене Вольного Российского театра. Журнал "Драматический словарь" так описал это событие: «Несравненно театр был наполнен и публика аплодировала метанием кошельков». Ходили, ходили по светским чертогам Москвы и Петербурга сплетни - домыслы о Высочайшем разрешении или, наоборот, неразрешении пьесы... Скорее всего, были они враками, как и все сплетни мира. Почему спектакль должны были запрещать? Потому, что так что было решено для программы советской школы? Но что было на самом деле? "Несравненное наполнение" зрительного зала и "метание кошельков".

Кем же был тот самый порождавший столько слухов Фонвизин?..

Денис Иванович Фонвизин

Если не считать инсультов и паралича в закатные годы, Денис Иванович Фонвизин всю жизнь был счастливчиком. И судьба, и происхождение не подкачали, и молодость побаловала, и зрелость порадовала… Ну, а в старости сам Бог велел душу спасать. Болячки, как сам кавалер о себе говорил, - в наказание за грехи молодости. Человек глубоко верующий, при этом интеллектуал, художник и царедворец, он, возможно, сожалел о приступах атеизма и примитивного либерального вольтерианства, которому отдал дань в своей бродяжьей европейской одиссее…

Пращур его фон Визен был по происхождению из ливонских герцогов. Угодил в русский плен среди воинов известного ордена ещё при Иване Грозном. Был милован и оставлен в московских землях. "Русифицировался", сдвоив части фамилии.

Отдаленный потомок ливонского герцога Денис Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года. Рос в обстановке патриархальной. Образование, по русской традиции, до десяти лет получал домашнее. Впрочем. учителя его дело своё хорошо знали, потому как поступил в дворянскую гимназию при университете сей отрок со знанием трёх языков, изрядно начитанным и неизбалованным. Потом был и Московский университет, только что усилиями Ломоносова и Дашковой созданный , молодой и буйный.


С 1760-х годов молодой дворянин-разумник пишет, переводит, учась на философском факультете, и дружит с кем надо (Ломоносов,Тредиаковский),  и отмечен кем надо, и направлен куда надо -секретарём министра в коллегию иностранных дел. В 1763 году, в восемнадцать-то лет(!). А в 24, при особых заслугах, становится личным секретарём самого графа Панина.


Выходят в журналах его переводы Террасона,  Руссо, Вольтера, Грессе... В 1768-написана пьеса "Бригадир", автор на волне бешеного успеха приглашён в Петергоф. Сам читает своё творение известнейшему в империи лицу. Вообще, матушка Екатерина благоволила к Денису Ивановичу, прощала порывистость, авторитарность и самоуверенность его публицистике. Хотя тон ее бывал порой непозволительным. Например, в "Рассуждении о непременных государственных законах" не надо бы власть предержащим вопросы делать, и в "Недоросли" простой чиновник зря так фамильярно от лица Правительства мудрствует... Но ничего-с, пронесло, и никто не пострадал. Даже без опалы обошлось.
 
И вот умница и талант, чиновник и дипломат благородно барражирует по европейским столицам, пишет содержательные, тонко отделанные письма, они же путевые заметки, своей сестре. Сразу после смерти патрона, графа Панина, выходит в отставку, ибо трезво смотрит на своё существование советником, даже статским, при канцелярии "Секретной экспедиции": без высочайшего покровительства не удержаться… Но - не унывает.

Пишет. Путешествует. Пытается продвигать пьесы в театре. Но слишком слабы театральные силы обеих столиц и провинции, чтобы постичь и применить фантастический дар великого, под стать Мольеру, русского комедиографа. Борется с недугами. Пробует издать  пятитомник своих произведений... А вот это не получается. И не потому, что Фонвизин не Руссо, а Россия не Швейцария, монархия, а не республика. Просто, наверное, слишком мало еще читают, слишком мелок интерес тех, от кого зависит движение мысли в стране. Да и не оценен ещё по чести драматических дел мастер, дебошир и профессор, интриган и гастроном, русский драматург, создатель истинно народной комедии, Денис Иванович Фонвизин.

Иллюстрация к пьесе "Недоросль"

Умер Фонвизин спустя 10 лет после своей главной премьеры: 1(12) декабря 1792 года. Похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт- Петербурге. Недоросль же Митрофанушка вышел на петербургскую сцену осенью 1782 года и снискал себе виват и викторию. В мае 1783 года пьеса повторилась в Москве. 

В драматургии Фонвизин по-русски грациозен. Если и проскакивает немецкая топорность в  его любимом Стародуме, начётчике и филистере из "Недоросля", то это наносное, модно-просветительское в галантном XVIII веке. Послепетровская эпоха в России честно отдавала долги прусскому воспитанию. Если зазвучала французская лихая нота, как в "Бригадире", то жди бича сатиры, карикатуры  чудовищной, так что позавидуют Рабле и Скаррон.

Иллюстрация к пьесе "Бригадир"

Недаром доморощенный франкофон, дурень и невежда, любящий в кучере-французе "самоё Францию", окрещён Иваном. Иваном, не помнящим родства, иваном с маленькой буквы. Фонвизин знал, что делал,- он нападал не на русское дворянство, его мишень - идиотическое, "молодёжное"(!) подражание всему европейскому за счёт попирания отечественного. Застарелый сорняк, плевел, глубоко вросший в почву российской общественно-политической мысли. Впрочем, почвенник и просветитель, Фонвизин-драматург не расшифровывает, в отличие от Радищева, своих национальных предпочтений. "Бригадир"- пьеса для театра. Надо её играть, лицедействовать, скоморошествовать! Недаром друг и собутыльник автора, князь Потёмкин Таврический, восклицал после премьеры спектакля: "Эх, Денис! Умри, ничего лучше не напишешь!" Сохранился как исторический анекдот грустный ответ Фонвизина: "К тому и склоняюсь…"

Моральные проповеди и поучения Денис Иванович оставил для трактатов и "Недоросля". Здесь и появляется роковая троица "людоведов и душезнаев" на горе "гущеедам" и дремучим охламонам Простаковым. Классицизм непременно предполагает говорящие фамилии. Буквальные. Сейчас кажется комичным и удивительным, какого лешего престарелый  правдоруб, дядя с бугра, Стародум, приблудный наглец-резонёр Правдин и совсем уж ничтожество в офицерском мундире Милон по-рейдерски обрушились на мирных варваров Простаковых? Имение - в опеку, Митрофана  - в солдаты, Софью замуж за Милона...


За что?! За хамство и невежество - вот за что! Просвещение дворянского сословия государственной (читай, монаршей) волей - не шутки! Это политика, и в литературе, и в театре тоже. Отсюда ответы на все эстетические вопросы - классицизм стиль державный, полезный, приятный... Фонвизин и не думал грубить цензуре, тем более - Государыне.  Ведь троица "карателей" все люди государственные, значит, "право имеют". А цензуры как таковой до Французской Революции в России вообще не было. Была – высочайшая благосклонность или отсутствие оной. Фонвизин, как правило, угадывал правильно.

1986 год: "Недоросль" в Малом театре. Фото: АфишаDaily

К счастью, Фонвизин умел писать легко и талантливо. И его очаровательный, брызжущий 16-летним лукавством и гормонами (не хочу учиться, хочу жениться!) недоросль Митрофан Простаков по сей день на сцене одерживает дурашливую неожиданную победу над мрачными, косными "хозяевами правды и рассудка".
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Позор без срока давности. Иосиф Бродский и его процесс.
"Другие берега" в Новосибирске
"Днищще". КЦ "Хитровка". Белый зал. Режиссер Артур Марченко.

В Москве

Модный маркет и ярмарку НКО откроют на форуме-фестивале "Москва 2030"
С 27 июля в Москве на ВДНХ состоится VII Международный фестиваль искусств "Вдохновение"
В Москве начала работу платформа для сбора идей по развитию культурной жизни столицы
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть