Русская литература "допушкинского" периода может по праву гордиться своим XVIII веком: именами таких мастеров слова, как Ломоносов и Державин, Сумароков и Тредиаковский. Но особое место в нем занимает родоначальник "легкого" письма театральной драмы в народном духе, мастер истинно русского сюжета и диалога (при том, что корни имел немецкие, что и в фамилии отразилось), просветитель и моралист – Денис Фонвизин.
24 сентября (по новому стилю 4 октября) 1782 года случилась, наконец, премьера великолепной пьесы "Недоросль" на сцене Вольного Российского театра. Журнал "Драматический словарь" так описал это событие: «Несравненно театр был наполнен и публика аплодировала метанием кошельков». Ходили, ходили по светским чертогам Москвы и Петербурга сплетни - домыслы о Высочайшем разрешении или, наоборот, неразрешении пьесы... Скорее всего, были они враками, как и все сплетни мира. Почему спектакль должны были запрещать? Потому, что так что было решено для программы советской школы? Но что было на самом деле? "Несравненное наполнение" зрительного зала и "метание кошельков".
Кем же был тот самый порождавший столько слухов Фонвизин?..
Денис Иванович Фонвизин
Если не считать инсультов и паралича в закатные годы, Денис Иванович Фонвизин всю жизнь был счастливчиком. И судьба, и происхождение не подкачали, и молодость побаловала, и зрелость порадовала… Ну, а в старости сам Бог велел душу спасать. Болячки, как сам кавалер о себе говорил, - в наказание за грехи молодости. Человек глубоко верующий, при этом интеллектуал, художник и царедворец, он, возможно, сожалел о приступах атеизма и примитивного либерального вольтерианства, которому отдал дань в своей бродяжьей европейской одиссее…
Пращур его фон Визен был по происхождению из ливонских герцогов. Угодил в русский плен среди воинов известного ордена ещё при Иване Грозном. Был милован и оставлен в московских землях. "Русифицировался", сдвоив части фамилии.
Отдаленный потомок ливонского герцога Денис Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года. Рос в обстановке патриархальной. Образование, по русской традиции, до десяти лет получал домашнее. Впрочем. учителя его дело своё хорошо знали, потому как поступил в дворянскую гимназию при университете сей отрок со знанием трёх языков, изрядно начитанным и неизбалованным. Потом был и Московский университет, только что усилиями Ломоносова и Дашковой созданный , молодой и буйный.
С 1760-х годов молодой дворянин-разумник пишет, переводит, учась на философском факультете, и дружит с кем надо (Ломоносов,Тредиаковский), и отмечен кем надо, и направлен куда надо -секретарём министра в коллегию иностранных дел. В 1763 году, в восемнадцать-то лет(!). А в 24, при особых заслугах, становится личным секретарём самого графа Панина.
Выходят в журналах его переводы Террасона, Руссо, Вольтера, Грессе... В 1768-написана пьеса "Бригадир", автор на волне бешеного успеха приглашён в Петергоф. Сам читает своё творение известнейшему в империи лицу. Вообще, матушка Екатерина благоволила к Денису Ивановичу, прощала порывистость, авторитарность и самоуверенность его публицистике. Хотя тон ее бывал порой непозволительным. Например, в "Рассуждении о непременных государственных законах" не надо бы власть предержащим вопросы делать, и в "Недоросли" простой чиновник зря так фамильярно от лица Правительства мудрствует... Но ничего-с, пронесло, и никто не пострадал. Даже без опалы обошлось.
И вот умница и талант, чиновник и дипломат благородно барражирует по европейским столицам, пишет содержательные, тонко отделанные письма, они же путевые заметки, своей сестре. Сразу после смерти патрона, графа Панина, выходит в отставку, ибо трезво смотрит на своё существование советником, даже статским, при канцелярии "Секретной экспедиции": без высочайшего покровительства не удержаться… Но - не унывает.
Пишет. Путешествует. Пытается продвигать пьесы в театре. Но слишком слабы театральные силы обеих столиц и провинции, чтобы постичь и применить фантастический дар великого, под стать Мольеру, русского комедиографа. Борется с недугами. Пробует издать пятитомник своих произведений... А вот это не получается. И не потому, что Фонвизин не Руссо, а Россия не Швейцария, монархия, а не республика. Просто, наверное, слишком мало еще читают, слишком мелок интерес тех, от кого зависит движение мысли в стране. Да и не оценен ещё по чести драматических дел мастер, дебошир и профессор, интриган и гастроном, русский драматург, создатель истинно народной комедии, Денис Иванович Фонвизин.
Иллюстрация к пьесе "Недоросль"
Умер Фонвизин спустя 10 лет после своей главной премьеры: 1(12) декабря 1792 года. Похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт- Петербурге. Недоросль же Митрофанушка вышел на петербургскую сцену осенью 1782 года и снискал себе виват и викторию. В мае 1783 года пьеса повторилась в Москве.
В драматургии Фонвизин по-русски грациозен. Если и проскакивает немецкая топорность в его любимом Стародуме, начётчике и филистере из "Недоросля", то это наносное, модно-просветительское в галантном XVIII веке. Послепетровская эпоха в России честно отдавала долги прусскому воспитанию. Если зазвучала французская лихая нота, как в "Бригадире", то жди бича сатиры, карикатуры чудовищной, так что позавидуют Рабле и Скаррон.
Иллюстрация к пьесе "Бригадир"
Недаром доморощенный франкофон, дурень и невежда, любящий в кучере-французе "самоё Францию", окрещён Иваном. Иваном, не помнящим родства, иваном с маленькой буквы. Фонвизин знал, что делал,- он нападал не на русское дворянство, его мишень - идиотическое, "молодёжное"(!) подражание всему европейскому за счёт попирания отечественного. Застарелый сорняк, плевел, глубоко вросший в почву российской общественно-политической мысли. Впрочем, почвенник и просветитель, Фонвизин-драматург не расшифровывает, в отличие от Радищева, своих национальных предпочтений. "Бригадир"- пьеса для театра. Надо её играть, лицедействовать, скоморошествовать! Недаром друг и собутыльник автора, князь Потёмкин Таврический, восклицал после премьеры спектакля: "Эх, Денис! Умри, ничего лучше не напишешь!" Сохранился как исторический анекдот грустный ответ Фонвизина: "К тому и склоняюсь…"
Моральные проповеди и поучения Денис Иванович оставил для трактатов и "Недоросля". Здесь и появляется роковая троица "людоведов и душезнаев" на горе "гущеедам" и дремучим охламонам Простаковым. Классицизм непременно предполагает говорящие фамилии. Буквальные. Сейчас кажется комичным и удивительным, какого лешего престарелый правдоруб, дядя с бугра, Стародум, приблудный наглец-резонёр Правдин и совсем уж ничтожество в офицерском мундире Милон по-рейдерски обрушились на мирных варваров Простаковых? Имение - в опеку, Митрофана - в солдаты, Софью замуж за Милона...
За что?! За хамство и невежество - вот за что! Просвещение дворянского сословия государственной (читай, монаршей) волей - не шутки! Это политика, и в литературе, и в театре тоже. Отсюда ответы на все эстетические вопросы - классицизм стиль державный, полезный, приятный... Фонвизин и не думал грубить цензуре, тем более - Государыне. Ведь троица "карателей" все люди государственные, значит, "право имеют". А цензуры как таковой до Французской Революции в России вообще не было. Была – высочайшая благосклонность или отсутствие оной. Фонвизин, как правило, угадывал правильно.
1986 год: "Недоросль" в Малом театре. Фото: АфишаDaily
К счастью, Фонвизин умел писать легко и талантливо. И его очаровательный, брызжущий 16-летним лукавством и гормонами (не хочу учиться, хочу жениться!) недоросль Митрофан Простаков по сей день на сцене одерживает дурашливую неожиданную победу над мрачными, косными "хозяевами правды и рассудка".