Столетие Озы
16 апреля 2024
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 2.
16 апреля 2024
Позывной неразборчив
16 апреля 2024
Московская консерватория представляет абонементы сезона 2024–2025
16 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Поэт в России больше, чем поэт"

К 90-летию со дня рождения Евгения Евтушенко.

Евгений Евтушенко в молодости. Фото: © Sovfoto / Universal Images Group / East News
Евгений Евтушенко в молодости. Фото: © Sovfoto / Universal Images Group / East News

Евгений Евтушенко – один из выдающихся поэтов-шестидесятников. Кроме стихотворений, он писал прозу, был режиссером и актером. Застав войну ребенком, позднее Евтушенко выбрал антивоенную тему одной из ключевых в своём творчестве, а из-за критического отношения к правящим кругам долгое время входил в число опальных советских авторов. В честь юбилея поэта "Ревизор.ru" публикует материал о жизни и творчестве поэта, который сумел стать кумиром для нескольких поколений.

Ранние годы

Евгений Гангнус родился 18 июля 1932 года в городе Нижнеудинске Иркутской области. Он рос в творческой семье. Его отец, Александр Гангнус (по происхождению прибалтийский немец), работал геологом, однако увлекался поэзией. Мать будущего поэта, Зинаида Евтушенко, также геолог по профессии, играла в театре и была удостоена почётного звания заслуженного работника культуры РСФСР. Родители всячески старались привить сыну с детских лет любовь к литературе. Еще ребенком Евгений начал читать таких зарубежных классиков, как Мигель де Сервантес, Александр Дюма и Гюстав Флобер.

В 1944 году семья перебралась в Москву, а вскоре после этого родители Евгения расстались. Есть версия, что это было сделано после ареста обоих дедушек Жени. Отца Зинаиды расстреляли, она не решилась вредить карьере мужа (впрочем, отец никогда не терял связи с сыном). Тогда же Зинаида Евтушенко поменяла фамилию Жени на свою девичью. Есть также предположение, что сменой фамилии занималась бабушка, когда внука начали дразнить в школе за фамилию с немецким звучанием. Сам поэт писал об этой семейной коллизии в поэме "Мама и нейтронная бомба". При оформлении документов Зинаида сознательно допустила ошибку в дате рождения сына: записала 1933 год, чтобы не оформлять для него специальный пропуск для возвращения из эвакуации в Москву, который требовался с 12 лет. Женя стал 12-летним. Разница в год между паспортом и жизнью сохранилась до глубокой старости поэта: с 80-летием Евгения Александровича поздравляли дважды, в 2012 и 2013 году, о чем писала "Комсомольская правда".

В Москве Евгений занимался в поэтической студии Дома пионеров Дзержинского района, где учился литературному творчеству. Он также вместе с отцом посещал вечера Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Александра Твардовского. Несмотря на серьезное культурное просвещение, в школе у Евгения были плохие отметки. А в 1948 году его и вовсе исключили из-за ложного обвинения в поджоге журналов с оценками учеников. После такого инцидента устроить его в другое учебное заведение оказалось практически невозможно, и позднее отец послал его с рекомендательным письмом в геолого-разведывательную экспедицию в Казахстан.

Евгений Евтушенко за работой Фото: © Валентин Мастюков / ТАСС
 
Творческая деятельность

Культурная атмосфера, в которой рос мальчик, способствовала тому развитию поэтического дара Евтушенко. В 1949 году в газете "Советский спорт" было опубликовано его первое стихотворение. После чего произведения Евтушенко стали регулярно публиковать. Он писал стихотворения о спорте, а также произведения, приуроченные к различным праздникам. В то время такой вид газетной поэзии был довольно популярным.

Уже в 1952 году вышел первый сборник стихов "Разведчики грядущего". В августе того же года поэт был принят в Литературный институт имени А. М. Горького, а чуть позже — в Союз писателей СССР, став самым молодым его членом. В этот период он издаёт три сборника — "Третий снег", "Шоссе энтузиастов" и "Обещание", а будучи студентом последнего курса, за "дисциплинарные взыскания" исключается из института. Однако настоящей причиной является высказывание Евтушенко в поддержку романа Владимира Дудинцева "Не хлебом единым", в котором автор раскритиковал механизм управления страной и обвинил чиновников в бюрократизме. Считается, что Евтушенко был единственным, кто на пленуме Московской писательской организации 8 марта 1957 года вступился за эту книгу, которую раскритиковал лично Никита Хрущев.  

Евгений Евтушенко. 1960-е годы Фото: © Сергей Васин / Мультимедиа Арт Музей
 
Евгений Евтушенко вошел в число тех, кого позже назовут поэтами-"шестидесятниками". Наряду со своими коллегами по цеху Робертом РождественскимБулатом Окуджавой и Беллой Ахмадулиной, Евтушенко получил всесоюзную известность. Их выступления на поэтических вечерах в Политехническом музее в Москве неизменно собирали множество зрителей.
 
В 1961 году в "Литературной газете" была опубликована поэма "Бабий Яр", посвященная массовым расстрелам евреев в годы Великой Отечественной войны. Эти события не обсуждались публично и даже замалчивались государственной властью. Много позже возникли разговоры о том, что Евгений Евтушенко не сам или не совсем сам написал поэму "Бабий яр". "КП.ру" писала о том, как поэт переживал из-за этого в поздние годы жизни. Но прямых доказательств версии "соавторства" "Бабьего яра" нет, и первое советское высказывание на тему геноцида евреев связано с именем Евгения Александровича.

В дальнейшем Евтушенко продолжил писать на острые темы. В 1962 году в газете "Правда" было опубликовано стихотворение "Наследники Сталина" о том, как репрессии повлияли на страну. А в своем стихотворении "Танки идут по Праге" критиковал ввод советских войск в Чехословакию. Евтушенко был одним из немногих, кто не верил в такой исход конфликта между двумя "братскими социалистическими странами". Кроме того, он много печатался в журналах "Юность", "Новый мир" и "Знамя", имевших в советской печати репутацию "оппозиционных", и выступал в защиту писателей-"диссидентов" – Андрея Синявского, Юлия Даниэля, Александра Солженицына, Иосифа Бродского и других.
 
Во второй половины 1980-х годов Евтушенко совмещает творческую деятельность с общественной и политической.  В этот же период выходит в свет первый его роман "Ягодные места" – достаточно острый для своего времени, затрагивающий тему социального неравенства в советском обществе и "неблагодарности" иных представителей благополучного поколения к людям, прошедшим войну и тяготы.

Евгений Евтушенко выступает в Политехническом музее в 1996 году. Фото: © Борис Кавашкин/ ТАСС
 
Переезд в США

В 1991 году Евтушенко заключил контракт с американским университетом в городе Талса (штат Оклахома) и вместе с семьей переехал в США. Там он читал курсы о русской поэзии, однако и творческую деятельность поэт не бросил. В начале 1990-х Евтушенко работает над одним из главных прозаических произведений в своём творчестве — политическим романом "Не умирай позже смерти", который был опубликован в 1993 году.
 
Евгений Евтушенко часто приезжал в Россию, чтобы выступить на поэтических вечерах и других мероприятиях. Так, в 2010 году он открыл в подмосковном Переделкине музей-галерею, приурочив это событие к своему дню рождения. В музее представлена личная коллекция картин, подаренных ему известными художниками.
 
1 апреля 2017 года Евгений Евтушенко скончался на 85-м году жизни. Согласно своему завещанию, был похоронен на Переделкинском кладбище рядом с могилой Бориса Пастернака.
 
Евгений Евтушенко заслуженно считается одним из величайших поэтов XX века. Лучшие его произведения получили признание еще при жизни автора, однако и сейчас не теряют своей актуальности. Очень важно и то, что Евгений Александрович в конце жизни составил крупное собрание стихов "Строфы века: Антология русской поэзии", куда включил тексты 875 отечественных поэтов. Впервые без деления на "дореволюционную", "советскую", "эмигрантскую" и с обширным справочным аппаратом. Тем самым он сохранил для истории не только свое собственное имя – но и имена тех, кому при жизни меньше "повезло" с публичностью, поклонниками, публикациями.

В память не только о юбиляре, но обо всех них приведем здесь культовое стихотворение, строчкой из которого названа статья.

Поэт в России — больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
 
Поэт в ней — образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.
 
Сумею ли? Культуры не хватает…
Нахватанность пророчеств не сулит…
Но дух России надо мной витает
и дерзновенно пробовать велит.
 
И, на колени тихо становясь,
готовый и для смерти, и победы,
прошу смиренно помощи у вас,
великие российские поэты…
 
Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
свою раскованную речь,
свою пленительную участь —
как бы шаля, глаголом жечь.
 
Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,
своей презрительности яд
и келью замкнутой души,
где дышит, скрытая в тиши,
недоброты твоей сестра —
лампада тайного добра.
 
Дай, Некрасов, уняв мою резвость,
боль иссеченной музы твоей —
у парадных подъездов и рельсов
и в просторах лесов и полей.
Дай твоей неизящности силу.
Дай мне подвиг мучительный твой,
чтоб идти, волоча всю Россию,
как бурлаки идут бечевой.
 
О, дай мне, Блок, туманность вещую
и два кренящихся крыла,
чтобы, тая загадку вечную,
сквозь тело музыка текла.
 
Дай, Пастернак, смещенье дней,
смущенье веток,
сращенье запахов, теней
с мученьем века,
чтоб слово, садом бормоча,
цвело и зрело,
чтобы вовек твоя свеча
во мне горела.
 
Есенин, дай на счастье нежность мне
к березкам и лугам, к зверью и людям
и ко всему другому на земле,
что мы с тобой так беззащитно любим.
 
Дай, Маяковский, мне
глыбастость,
буйство,
бас,
непримиримость грозную к подонкам,
чтоб смог и я,
сквозь время прорубясь,
сказать о нем
товарищам-потомкам…
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Столетие Озы
"Удивительно вкусно, искристо и остро": какими топосами славится русское немое кино. Часть 2.
Позывной неразборчив

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть