В Рязанском театре драмы выдали Джанет замуж
18 марта 2019
Образцовый школьный театр "Лоскут" из Рязани замахнулся на Шукшина
18 марта 2019
"Письмовник" — взрослый спектакль Московского детского камерного театра кукол
18 марта 2019
Наследники Шнитке
15 марта 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Российских "радийщиков" научат красивее говорить по-русски

В конкурсе Фонда президентских грантов победил проект "Практическая риторика как инструмент популяризации русского языка", организованный благотворительным фондом "Эвела" и порталом "Радиоведущие.ру".

Руководитель проекта Алексей Зверев. Фото: youtube.com
Руководитель проекта Алексей Зверев. Фото: youtube.com

Проект "Практическая риторика как инструмент популяризации русского языка" будет реализован на средства гранта в течение 2018-2019 годов.

Благотворительный фонд "Эвела" создан в 2008 году в Краснодаре в целях содействия культуре, просвещению, здоровому образу жизни, охране исторического и культурного наследия и помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Девиз фонда: "Наши проекты помогают тем, кому нужна помощь, и объединяют тех, кто хочет сделать мир лучше".  

Одним из мероприятий фонда, призванных сделать мир лучше, является социально значимый проект "Практическая риторика как инструмент популяризации русского языка". Он направлен на улучшение качества русского языка в эфире региональных радиостанций. Авторы проекта рассказали "Ревизору.ru" о том, как он будет претворен в жизнь.   

Социальная значимость проблемы неправильного и некрасивого языка, на котором говорят масс-медиа, возникла не сегодня. Владимир Соловьев, ведущий ВГТРК, признанный специалист по риторике, обозначил происходящее  с русской речью в средствах массовой информации как "упрощение, загрязнение языка, отказ от мыслеформ". Отдельный аспект проблемы – "пристрастие" журналистской речи к канцеляризмам и иностранным словам, смысл которых порой употребляющие понимают лишь приблизительно. Иными словами, в СМИ в наши дни не говорят не только на литературном русском языке, но и порой вообще по-русски.  

Президент России Владимир Путин на заседании Совета по русскому языку отметил, что сегодня языковую среду формируют СМИ, где всё чаще нарушают языковые нормы, не владеют элементарной грамотностью, избыточно используют необоснованные заимствования из иностранных языков.

Особенно серьезно положение дел в сфере радиожурналистики. По статистике, радио каждый день слушают более 64 процентов россиян. Следовательно, на сотрудниках радиостанций лежит повышенная социальная и культурная ответственность – не только за информацию, которую они доносят слушателям, но и за форму, в которую облекают новостные и развлекательные блоки.

К сожалению, исследования выявили многие погрешности отечественного современного радиовещания, раздражающие аудиторию и идущие вразрез с понятием грамотности и чистоты речи: это логические и смысловые ошибки, грамматические неточности, неверные ударения, косноязычие, речевые клише и в целом бессмыслица. Лишь одна из пяти радиостанций ведет собственные программы о русском языке.

Причин этого эксперты видят несколько, но главная среди них – недостаток знаний о наиболее типичных эфирных речевых ошибках и способах их коррекции, а также отсутствие у ведущих навыков по риторике. Эти недостатки можно исправить повышением грамотности и профессиональной подготовки "радийщиков". С такой целью и разработан проект.

В основе проекта "Практическая риторика как инструмент популяризации русского языка" лежат авторские методики и практики, разработанные Алексеем Зверевым, главным редактором интернет-издания Радиоведущие.ру, лектором по риторике и искусству речи, экспертом Общественной палаты России. Алексей Зверев работает лектором  9 лет, а эффективность его методик подтвердили российские и зарубежные коллеги. Благотворительный фонд "Эвела" уже ранее проводил в регионах России выездные занятия по практической риторике для журналистов. Они снискали благодарность журналистского сообщества и пригодились им в профессии. Опыт этих мероприятий учтен в разработке грантового проекта.


Мероприятия проекта в Череповце. Фото: фонд "Эвела"

Участие в подготовке проекта и исследованиях приняли 20 популярных российских региональных радиостанций. Занятия пройдут на базе шести радиостанций, где проблема стоит наиболее остро, и затронут не менее 180 человек.

Целевыми регионами первой части проекта стали Вологодская, Воронежская, Кемеровская, Кировская и Курганская области и Краснодарский край. В этих регионах будут организованы и проведены 24 просветительских мероприятия: по четыре занятия в каждом из целевых городов, длительностью каждое не менее 2 часов.

Просветительское мероприятие включает лекцию "Сложности русского языка в эфирной практике", семинар "Риторические приемы в речи ведущих региональных радиостанций", тренинг "Ораторское искусство для радиоведущих" и деловую игру "Программа на радио о русском языке - это интересно". Заниматься будут сотрудники региональных радиостанций, радиоведущие, члены журналистских объединений, студенты профильных факультетов. По опыту организаторов, оптимально участие от 20 до 30 человек в одном мероприятии.

В ходе мероприятий будут созданы не менее шести сценарных заявок тематических программ и рубрик, направленных на формирование интереса публики к русскому языку. Особое внимание организаторы собираются уделить изучению особенностей русского языка, помогающих "взаимопониманию" между СМИ и его аудиторией. Проверять усвоенный материал будут методом тестирования.

По расчетам организаторов, не менее трех четвертей участников проекта усвоят полученную информацию и смогут уже на следующий день использовать знания в своих СМИ, на радио, в блогах, в социальных сетях.

Материалы проекта предоставят в свободном доступе на интернет-ресурсах проекта. На сегодня в целевых регионах нет подобных комплексных просветительских программ для сотрудников СМИ.

Партнерами проекта стали 18 радиостанций, которые вещают в 17 регионах России. Среди них сетевое издание Радиоведущие.ру, Благотворительный фонд "Милосердие", Независимый профсоюз актеров театра и кино, ООО "Эксперт", Радио "Трансмит", Радио "Мелодия", "Апекс Радио", радиостанции Удмуртии, Ямала, сибирских и уральских регионов и т.д.

Мероприятия проекта в Воронеже. Фото: "Эвела"

Вторую часть проекта "Практическая риторика как инструмент популяризации русского языка" намечено провести в следующих регионах: Республика Башкортостан, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Республика Хакасия, Самарская область, Свердловская область, Тюменская область, Удмуртская область, Челябинская область, ЯНАО.
 
Будущее проекта зависит от успеха работы в этих регионах. Хочется верить в его устойчивое развитие на благо отечественной журналистики.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ЛИТЕРАТУРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Образцовый школьный театр "Лоскут" из Рязани замахнулся на Шукшина
В Государственной Третьяковской галерее открылась масштабная ретроспектива творчества Ильи Репина
"Письмовник" — взрослый спектакль Московского детского камерного театра кукол
В Музеях Московского Кремля представили сокровища императорского дворца Гугун
Наследники Шнитке
Новости литературы
ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть