Фото: Виталий Аньков/РИА Новости
Народное наименование сего дня – Вербное воскресенье. В наше время, после долгой эпохи воинствующего безбожия и религиозной неграмотности, совершенно забылось происхождение этого названия, да и сама суть духовного торжества. Судя по заголовкам в СМИ и прочим приметам нашего быта, люди уверены, что "главный герой" этого события – верба. Ее изображения используются во всех открытках и постерах.
Меж тем в более теплых странах праздник именуется в обиходе Пальмовым воскресеньем. Смысл его в памяти о том, как на заре новой эры Иисус Христос въехал в Иерусалим за шесть дней до иудейской Пасхи. Слава шла впереди Мессии. Буквально накануне он поднял из гроба умершего Лазаря – и с тех пор суббота перед Вербным воскресеньем зовется Лазаревой субботой. Жители Иерусалима спешили приветствовать странствующего чудотворца, воскрешающего мертвых. Потому они шли навстречу Христу, неся в руках пальмовые ветви. В дальнейшем в богослужениях этого дня фигурировали пальмовые ветви. В христианских землях с более холодным климатом за естественным недостатком пальм эти ветви трансформировались в побеги вербы. Первое упоминание об использовании вербы в богослужении на Руси имеется в Изборнике Святослава 1073 года. Так что традиция встречать Вербное воскресенье с вербой очень давняя для нашего народа. Но все же пушистые веточки не главные в сегодняшнем празднике, а всего лишь его трогательный атрибут.
Смысл праздника в том, что триумфальный въезд Христа в Иерусалим является путем к страданиям. Праздник Входа Господня в Иерусалим открывает Страстную неделю. Через шесть дней, в иудейскую Пасху (точнее, Песах, напоминании о паломничестве из Египта), Господь погибнет на кресте в страшных муках. И те же горожане, что недавно встречали его с пальмовыми ветками в руках, будут кричать: "Распни его!".
Поэтому наш портал в честь праздника публикует стихотворение видного славянофила, фактически, основателя этого философского течения: Алексея Степановича Хомякова (1804 – 1860). Стихотворение в поэтической форме передает евангельские события и трактует духовное значение праздника. С которым мы рады поздравить всех наших друзей-читателей.
Алексей Хомяков
Вход в Иерусалим
Широка, необозрима,
Чудной радости полна,
Из ворот Иерусалима
Шла народная волна.
Галилейская дорога
Оглашалась торжеством:
"Ты идешь во имя Бога,
Ты идешь в Свой царский дом!
Честь Тебе, наш Царь смиренный,
Честь Тебе, Давидов Сын!"
Так, внезапно вдохновенный,
Пел народ. Но там один,
Недвижим в толпе подвижной,
Школ воспитанник седой,
Гордый мудростию книжной,
Говорил с усмешкой злой:
"Это ль Царь ваш, слабый, бледный,
Рыбаками окружен?
Для чего Он в ризе бедной,
И зачем не мчится Он,
Силу Божью обличая,
Весь одеян черной мглой,
Пламенея и сверкая
Над трепещущей землей?"
И века прошли чредою,
И Давидов Сын с тех пор,
Тайно правя их судьбою,
Усмиряя буйный спор,
Налагая на волненье
Цель любовной тишины,
Мир живет, как дуновенье
Наступающей весны.
И в трудах борьбы великой
Им согретые сердца
Узнают шаги Владыки,
Слышат сладкий зов Отца.