Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Сказочник учит жить

"Книжная лавка "Ревизора.ru" представляет книгу Алексея Ларина "Школа Бессмертного".

Фото книги предоставлены издательством АСТ.
Фото книги предоставлены издательством АСТ.

Вышла в свет книга "Школа Бессмертного" – вторая часть грандиозного по масштабам и замыслам авторского сериала Алексея Ларина "Ошибка сказочника" по мотивам русских народных сказок, продолжение романа "Возвращение Бессмертного". Книга выпущена издательством "АСТ" в серии "Городская проза" в конце 2022 года.

О первой книге фэнтези-эпопеи Алексея Ларина "Ошибка сказочника" – "Возвращение Бессмертного" – подробно рассказано здесь. Поскольку два года назад "Ревизор.ru" уже "знакомил" своих читателей и с писателем Лариным, и с его художественным миром, и с ключевыми для истории персонажами этой вселенной, сейчас не будем повторяться, а перейдем сразу к второй книге повествования.

Автор сохраняет свой размах – во второй книге 987 страниц, а объем начальной части сочинения превышал тысячу страниц. Такие объемы говорят об интересе писателя к выбранной им теме, а это благодатно для творчества. Во-первых, автор отлично представляет себе не только то, что хочет сказать, но и то, о чём он рассказывает, фантастическую реальность. Мир саги Ларина продуман и простроен (доказательства дальше). Во-вторых, повествование автору не надоедает а, напротив, только больше его увлекает. Развиваются приключения героев, выстраиваются всё новые повороты сюжета. И, наконец, интерес создателя текста передается и его читателям.

Книга "Школа Бессмертного" делится на четыре полновесные части с иной роман размерами: "Новая реальность", "Начало", "Преодоление", "Иван-царевич" – и эпилог. Эпилог в несколько страниц лапидарен по сравнению с огромными частями, но очень важен и для подведения итогов происходящего во втором томе, и для "передачи эстафеты" следующим томам. До эпилога я дойду своим чередом.

На вопрос, что происходит во втором томе, ответить сложно. Классический тест на понимание прочитанного – передать сюжет и события одной фразой – как правило, не работает с фэнтези. И не только из-за всевозможных чудес или философий, не сводящихся к банальному пересказу (хотя и поэтому), но и из-за того, что всякий уважающий себя автор фантастических саг делает их чрезвычайно "многолюдными" и "многовекторными", и сюжетные линии пересекаются порой до бесконечности. Писатель Алексей Ларин явно относится к этой категории. Оба тома его "Ошибки сказочника" полны не то что людей и сказочных существ – народов, государств, земель и миров, и свести всё их взаимодействие к линейному описанию невозможно в принципе. Здесь и "игры престолов", и межгосударственные интриги и шпионаж, и династические браки, и захват новых территорий, и, наоборот, "реконквиста", и батальные сцены, и любовь, и внебрачные дети, и противоборство властителей, и противостояние колдунов, и потаенные мечты и стремления, и манипуляции друг другом, и семейные тайны, и внезапные смерти, и споры за короны, и, наконец, познание новых миров (тоже стремящееся к бесконечности, так как у каждого значимого персонажа есть своя зона непознанного, которую он в том или ином контексте открывает для себя). Как можно изложить всё это одним предложением и даже одним абзацем?.. А главное, нужно ли это делать, когда роман можно прочесть?.. Книга "Школа Бессмертного" доступна читателям в книжных магазинах и в Сети.



Должна отметить, что, читая вторую книгу, убедилась в ошибочности некоторых прогнозов, сделанных в рецензии на первую. Например, я утверждала: "…<автор> отправляет в сказочный мир человека, вооруженного волшебной книгой: "Весь сказочный мир и его обитатели существуют благодаря этой Книге, в ней подробно описана и рассказана вся их жизнь, и обладатель Книги становится фактически безраздельным властителем этого мира". …В первом романе цикла волшебную книгу еще не переписали. …книга в руках мальчика, это дает ему преимущество перед спутниками из нашего мира". Я полагала, что ребенок из Волхова (настоящего города в Ленинградской области) Костя, попав в Кощеево царство и обретя Книгу, начнет сам править сказочным миром по своему разумению, а писатель счастливо избежит "закона Брэдбери" в своем тексте. Но все оказалось не так. Отрок Костя в начале второго тома похищен Хранителями, злейшими врагами Кощея, Книга всевластья уже не у него, она исчезла, у кого хранится, ведает только автор, но не его персонажи, и в романе назревает война миров, потому всяк ищет Книгу, чтобы использовать в свою пользу… Таким образом, и тема Книги, и ее власть над сюжетом Ларина уходят на дальний план. Книга становится не средством движения действия, а идефиксом, о котором все мечтают, но никто не видит. Но действующие лица уже не могут перестраивать сказочный мир по своему усмотрению и находить с помощью Книги выходы из сложных ситуаций. Почему? Думаю, потому, что сюжет книги Ларина должен продолжаться (смотри выше об интересе писателя к своему творению). В ней все происходит ради развития истории, а не ради спасения или возвращения в привычную жизнь тех или иных героев. Продолжение хитросплетений и есть основная задача автора.

Об этом ясно сказано в эпилоге, где Кощей Бессмертный беседует с неким "стариком" (полагаю, alter ego Ларина) о том, кто пишет Книгу:

"— Зачем ты вообще всё это начал? Вот зачем, скажи?
— Мне не нравился мир, который я видел. Мне захотелось придумать свой.
— Придумал?! Доволен?!                    
— Не то чтобы… Как оказалось, базовые законы человеческого бытия не переписать даже в сказке. Можно придумать волшебство, но не рецепт всеобщего счастья".

Счастливый мир – мир без возможности совершенствования, то есть без движения, а это гибель, выясняют собеседники, а с ними читатели. Движение первично, и поэтому конец, то есть финал книги, который планировал старик, уже несостоятелен: "Эту Книгу пишу теперь не я. Вы её сами пишете…  У меня была идея, Бессмертный. Но ты же всё испортил. Ты привёл в движение такое количество вариантов, что теперь исход предсказать невозможно. Ни частный, ни общий. И на каждом новом витке мир становится всё сложнее, а вариантов всё больше", – признается автор. Мне видится в этих словах прозрачный намек, что, возможно, сочинение Ларина впредь будет строиться не по первоначальному плану. Но Бессмертный останется его сотворцом.

Во второй книге очевидно, что все больше персонажей вовлекаются в "Ошибку сказочника" не из фольклорных сказок, а из литературных. Это царь Салтан и его сын князь Гвидо – и их создатель Александр Пушкин; Финист (для современной аудитории герой не столько сказки, сколько романа Андрея Рубанова); домовенок Кузя. В сюжетных линиях заметны переклички с дилогией Рафаэля Сабатини о капитане Бладе, с "Питером Пэном" и с "Гостьей из будущего" Кира Булычева. Первоначальное намерение автора воссоздать  чисто славянскую сказочную мифологию, по-видимому, претерпело трансформацию – и, думаю, это закономерно, когда "вариантов все больше", а текст фактически диктует сам себя автору.

Тот сюжетный ход второго тома, что "выдан" на уровне заголовка, важный, но не главенствующий. Да, в этой книге Кощей Бессмертный открыл свою школу, в которую "поступили" земные дети – Костик, Игорек, Олег и Яна. Все они неисповедимыми путями некогда попали из нашей реальности в параллельный мир и все по разным причинам захотели в нем задержаться. Что это за мир, Кощей наглядно поясняет им на одном из уроков. "Бессмертный сунул руку внутрь глобуса и вывернул его наизнанку, как вспоротый резиновый мяч. Ребята потрясённо охнули. В руках Бессмертного крутилась та же Земля — с той же скоростью и того же размера, но с совершенно другими очертаниями континентов, материков, морей и океанов". В школе Кощея пишут только золотыми перьями и не используют никаких гаджетов – явная насмешка над современной человеческой школой в любом уголке земного шара. Ученики осваивают правила устройства своего мироздания. Скажем, Первый, Второй и Третий законы Лонгира – а перстень Лонгир, инструмент воздействия на мир силой мысли, один из важнейших артефактов мира сего.

Наставник Кощей дает ученикам уникальные знания. Это не прикладные дисциплины, а непреходящая мудрость. Например, магия, которая, казалось бы, в этом необычном учебном заведении должна занимать первое место, является лишь средством постижения вещей, которые ценнее ворожбы. "Колдовство — это особый метод воздействия человека на окружающий мир, - говорит учитель. – В отличие от более привычных и распространённых методов научных изысканий, изобретений, внедрений и приложений ручного труда, колдовство позволяет воздействовать на мир, минуя почти все эти стадии — непосредственно силой мысли. Конечно, всё немного сложнее, но пока оставим это и вернёмся к нашему вопросу. А зачем вам всё это?". Конечная цель всего на свете оказывается – жить. "Любое знание и умение ценится настолько, насколько оно помогает человеку выжить — это раз. И два — устроиться в этой жизни максимально удобно и безопасно по сравнению с прочими. Прочими людьми, обществами, видами". Таким образом, программа-максимум в Школе Бессмертного – даже не постижение смысла жизни (чем часто "грешат" фантасты), а сохранение и продление своего существования. Примером науки жить становится крыса, которую пустили плавать в ванну и извлекали на грани гибели. В первый раз зверек плавал 15 минут и утонул; во второй раз – 43 часа, почти два дня. Для ребят крыса становится символом того, насколько стОит бороться за жизнь. Забота о "превосходстве" жизни над смертью логична для Бессмертного, но несколько неожиданна для публики. Мы ведь привыкли от фантастических книг ожидать каких-то вычурных и ирреальных истин, а тут смысл лежит буквально под ногами. К слову, Костя – один из самых перспективных учащихся школы Бессмертного: он справляется с колдовскими заданиями смекалкой и знанием законов природы, а не магией. Сам мальчик этого стесняется, а Кощей, скорее, радуется особому таланту воспитанника…


Писатель Алексей Ларин. Фото из личного архива. 

"Школа" Алексея Ларина – один из прорывов современной фантастики. Ранее "Ревизор.ru" фиксировал мнение, что именно "школы", учебы для детей, в фантастическом жанре не так и много. Собственно, вся она была исчерпана Гарри Поттером и его русским "клоном" Таней Гроттер Дмитрия Емца. Куда популярнее были книги про магическую академию, и то в разрезе не получения знаний, а любовных историй и различных интриг. Ларин же возвращает тему школы к химически чистому литературному воплощению. В Год педагога и наставника это особенно актуально.

Напоследок надо сказать о том, что ко второй книге сформировался собственный стиль писателя Алексея Ларина. Из текста почти ушли канцеляризмы, за которые я пеняла автору в первой рецензии. И установились характерные черты того, как он прописывает сказочный мир. Это пространство становится все более простроенным благодаря множеству деталей. Очень значима для писателя еда – от царских пиров до перекусов в харчевнях. Он не только воспроизводит меню, но и смачно передает ощущения трапезничающих: "Костя и сам знал, что вкуснее. Он почти забыл вкус пиццы, чипсов, бургеров и лимонада и нисколько не жалел об этом. Всё, что он ел здесь, было свежее, натуральное, вкусное. Свежий хлеб, только час назад как из печи, свежая сметана, густой горячий борщ. В хрустальных кувшинах стоял квас. Костя потянулся к своему любимому, малиновому". Во дворце Кощея предметом его внимания становятся интерьеры и вещи. Забавный момент: для бывшей земной оперативницы Маргариты Кошкиной Бессмертный наколдовал золотой унитаз и биде, косметику, духи и даже смартфон – звонить по нему нельзя, но в игрушки сражаться – вполне. И даже дамские наряды писатель прорисовывает с любовью и знанием дела. Это не только церемониальные платья: "Сапоги эти были гордостью Маргариты. Получив от Ферзя свою первую зарплату, она справилась, где найти в городе лучшего сапожника, нашла его мастерскую на Торгу и заказала себе сапоги, выложив за них едва ли не всё жалованье. Сапоги были высокие, удобные, красивые, светло-серой кожи снаружи и с белым кроличьим мехом внутри. К вящему удовольствию Маргариты, их можно было натягивать на босу ногу, без всяких носков и портянок".

Может быть, деталей в книге многовато. Но благодаря им текст обретает колорит и убедительность, а писатель – узнаваемый слог, что хорошо, потому что впереди у него еще пять крупных романов.  
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Русский сюжет. О новых рассказах Татьяны Жирковой.
Постичь Вечность. О книге Елены Сафроновой "Тяжкий путь избранных".
По любви. О книге Елены Сафроновой "Улица с фонарями".

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть