Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Ге, которого мы не поняли

К 188-летию художника Николая Ге

Н. Ге. Портрет работы Н. Ярошенко. Фото: www.postergrad.ru
Н. Ге. Портрет работы Н. Ярошенко. Фото: www.postergrad.ru

Для девятнадцатого столетия, именуемого "золотым веком" русской культуры, характерна совершенно особая система изобразительности, не укладывающаяся в рамки каких-либо классификаций. Невозможно с точностью выделить направления, течения в искусстве Золотого века, как невозможно определить течение весенней воды. Живопись 19 века изобильна и разнообразна – сказочные мотивы Васнецова, портреты княгинь в мехах, многоцветие врубелевских полотен… Цветущий сад, сокровищница, гора самоцветов…

Картины Николая Ге отличает выдержанный неяркий колорит в сочетании с необычным внутренним светом и рельефностью фигур. Последнее достигалось художником с помощью скульптурных эскизов: для некоторых полотен Ге сначала создавал многофигурные пластические композиции, а потом переносил объём на холст, "лепил" формы светом.
 
Однако при жизни творчество Ге подвергалось жёсткой критике. Лев Толстой, с которым художник был дружен, утверждал: "лет через 100 иностранцы попадут, наконец, на ту простую, ясную и гениальную точку зрения, на которой стоял Ге, и тоже задним числом какой-нибудь русский критик догадается, что то, что кажется таким новым и гениальным, уже 100 лет было показано людям нашим художником Ге, которого мы не поняли".
 
С непониманием окружающих художник сталкивался ещё в юности. Учителя Николая отмечали его способности к живописи, но по настоянию отца Ге, окончив гимназию, поступил на физико-математический факультет Киевского университета и продолжал изучать точные науки в Петербургском университете, переехав к старшему брату. Только в 1850 году Ге бросил университет и поступил в Академию художеств, где занимался под руководством Петра Басина. Многие его ранние работы вдохновлены стилем Карла Брюллова.
 
"Тайная вечеря"Фото: art-catalog.ru
 
Получив спустя семь лет право на поездку за границу за счёт Академии, Николай отправляется в Европу, откуда возвращается с "Тайной вечерей", над которой работал в течение трёх лет. Художник дважды переписывал картину. Рассказ Ге о работе над полотном включил в свои мемуары Александр Куренной: "Ночью ходил со свечой смотреть картину. Всю группу "Тайной вечери" с углом комнаты я вылепил из глины. Как-то поставил свечу в другом месте и смотрю, что такое освещение лучше того, что я написал. Я тотчас взял мел, нарисовал на холсте и начал писать по совершенно оконченной картине, до выставки оставалось всего три недели. Первая картина была написана тщательно и законченно, а эту писал быстро и свободно". Именно излишнюю свободность, неканоничность в первую очередь отмечали критики: "Христос не заключил в себе ни одного из тех высоких качеств, под влиянием которых в мире совершился переворот беспримерный, неслыханный: перед нами представлен лишь слабый, бесхарактерный человек". На осенней выставке Академии художеств картина была воспринята крайне неоднозначно.
 
"Это обыкновенная ссора весьма обыкновенных людей" – пишет о "Тайной вечере" Достоевский, – "Тут совсем ничего не объяснено, тут нет исторической правды; тут даже и правды жанра нет, тут всё фальшивое, <…> просто перессорились какие-то добрые люди". Одна из особенностей творчества Ге – включение в композицию реальных лиц. Существует гипотеза, что при написании образа Христа Ге использовал фотопортрет Александра Герцена. Также художник включал в свои работы лица и фигуры со сделанных им же с натуры карандашных эскизов.
 
Тепло отозвался о картине Лев Толстой. По словам писателя, его собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передал Ге. Именно это совпадение взглядов, со-направленность мыслей послужат впоследствии основой крепкой дружбе между художником и писателем. Оба будут размышлять о природе предательства, разрыва между учеником и учителем, Толстой отчасти станет учителем для Ге и наоборот. Спустя два с лишним десятилетия после написания "Тайной вечери" Ге возвратится к этому библейскому сюжету и логически продолжит его картиной "Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад", что позволяет говорить о непрерывности процесса осмысления.
 
"Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад". Фото: virtualrm.spb.ru
 
Ге станет практически членом семьи Толстых, старшая дочь писателя в своих мемуарах будет называть его дедушкой, с теплом вспоминая первое появления художника в их доме: "Он сделал мне два-три вопроса, и я сразу почувствовала доверие и близость к нему. Ему был тогда пятьдесят один год. Он был уже очень лыс, волосы на висках уже белели, но глаза были молодые и блестящие". Духовные поиски Толстого и Ге, по её словам, "вначале шли независимо друг от друга, но в одинаковом направлении".
 
Оба творца, пресытившись славой, осознали: громкий успех произведений не приносит счастья и не делает жизнь более осмысленной, и тогда Ге продолжал духовные поиски, приблизившись к земле и занимая себя земледельческим трудом, печным ремеслом. Нужно заметить, что, хотя родословная Ге и восходила к французскому эмигранту-прадеду, воспитывался Николай в деревне крепостной женщиной (мать Ге умерла через три месяца после рождения сына), поэтому к крестьянам Ге относился с любовью и уважением. Он всегда созывал своих соседей, чтобы продемонстрировать новую картину, внимательно прислушиваясь к их мнению.
 
За годы жизни в деревне художник выработал привычку к вегетарианству и смог отказаться от курения, а прежде, пишет Ге Толстому, "в дыму задавливал всякую живую мысль".
 
Безусловно, евангельские сюжеты занимали Ге. "В этой книге все есть, что нужно человеку" – говорил он о Евангелии, которое мог цитировать наизусть в разговоре. Любимым вопросом Ге был вопрос о трёх главных желаниях, задаваемый всем членам семьи Толстых. Сухотина-Толстая Татьяна вспоминает: "Сам отец только мог придумать два: 1) всех любить и 2) быть всеми любимым". Художник же отвечал на свой вопрос так: "Первое желание мое, это чтобы хорошие люди в своих семьях имели бы ту радость и свет, какой может иметь человек, поверивший и полюбивший Христа. Второе мое желание, чтобы мой милый Лев Николаевич был здоров; а третье – чтобы бог благословил меня окончить мой труд, который я делаю для всех, ради света Христова". Пожалуй, девизом последних лет жизни Ге была короткая фраза "Человек дороже холста". Если кому-то случалось отвлечь художника от работы, Николай никогда не гневался. Он часто, здороваясь, целовался с людьми, даже мало ему знакомыми. Отношение его к собственным полотнам было куда менее трепетным. Когда Ге задумал картину "Что есть истина?", у него не было подходящего холста. "Милосердие" давно уже стояло в мастерской, он пережил это полотно, голова и сердце были полны новой темой, размеры холста подходили, и он записал старый холст новой картиной.
 
"Распятие". Фото: rostov.aif.ru
 
Весной 1894 года Ге привёз в Москву картину "Распятие". Она выставлялась в отдельном помещении. Одной из первых "Распятие" увидела старшая дочь Льва Толстого Татьяна и была отчасти разочарована: "то, что выросло в моем воображении по этим рассказам, было совершеннее и по исполнению, и по выразительности, чем то, что я увидала".

Судя по рассказу Татьяны, "Распятие" стало ещё одним совпадением видений Толстого и Ге, ещё одним ответом, ключом: "Отец был поражен картиной: я видала по его лицу, как он боролся с охватившим его волнением. Николай Николаевич жадно смотрел на него, и волнение отца передалось и ему. Наконец, они бросились в объятия друг другу и долго не могли ничего сказать от душивших их слёз".
 
Несколько недель картина экспонировалась в Москве, затем Ге отправился в свой хутор на Черниговщину.
 
Он скончался в первый день лета.
 
Спустя время Толстой напишет: "Смерть его подействовала на меня и на всех возвышающим образом, как действует всегда смерть человека большого, не одним внешним даром, но чистого сердцем", но первым впечатлением запечатлеется не нечто возвышенное, а родственное, семейное (из письма Толстого сыну Ге): "Нам все казалось, что он приедет к нам. Я потому не писал ещё ему".
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть