Фото: пресс-служба Музея Тропинина и московских художников его времени
Автодидакт, ученица Константина Молдавского – художника круга Карла Брюллова – Мария Поленова умело совмещала воспитание детей и ведение домашнего хозяйства с занятиями живописью и рисунком, в чем демонстрировала талант и большой вкус. Виртуозный портретист и рисовальщик запечатлела членов своего семейства, равно как и сохранила образы крестьян Олонецкой и Тамбовской губерний, где располагались родовые усадьбы Поленовых. Образцы интимного усадебного портрета вступают в диалог с произведениями Василия Тропинина и его современников – живописцев и графиков середины XIX столетия.
Поленова М.А. Автопортрет с дочерьми Верой и Еленой. 1853 г. Из собрания музея-заповедника В.Д. Поленова.
Тему высокого интереса к самообучению продолжает акварель кисти военного и общественного деятеля середины XIX века, увлекавшегося рисованием – Модеста Резвого ("Портрет Ф. А. Резвой и М.А. Гассинг", 1838). Картина "Девочка с собакой" (Неизвестный художник, 1840-е) демонстрирует стиль в искусстве, который условно называется "примитивом" или "наивным реализмом". Это направление появилось в середине XIX в. с работами крепостных, малоизвестных мастеров и художников-самоучек, внимание к которым лежит в основе выставки. Музей В.А. Тропинина покажет в новой экспозиции и два этюда кисти Василия Поленова из собственного собрания. "Осень. Ока" – романтическая пленэрная зарисовка – перенесёт зрителя в атмосферу, в которой, вдохновляясь красотой и многообразием русской природы, жил и творил художник.
Работы раннего "украинского" периода творчества Василия Тропинина и его более поздние произведения представлены на выставке живописью и графикой из собрания музея. В жанровом портрете "Девушка-украинка, собирающая сливы" (1820-е) художник намечает свой излюбленный тип женской красоты, впоследствии многократно им повторенный в портретах героинь из народа: прях, золотошвеек, кружевниц.
Девушка-украинка, собирающая сливы. 1820-е. Из собрания Музея В.А. Тропинина
Постоянные партнеры музея – коллекционеры Сергей и Татьяна Подстаницкие, участвовавшие во многих выставках музея, предоставили для проекта несколько произведений из своего собрания. Это два живописных полотна Василия Тропинина: изображение малороссийского лесоруба и портрет поэтессы Варвары Лизогуб. Ровесница Поленовой, представительница старого дворянского рода, Варвара Ипполитовна представляла нечастый в то время пример образованной дамы, не просто интересующейся творчеством, но и активно публиковавшейся и снискавшей похвалы видных литераторов своего времени. Графический портрет работы знаменитого берлинского художника Франца Крюгера, неоднократно приезжавшего в Россию по приглашению Николая I, позволит увидеть, как в Россию пришла мода на гризайльные портреты, столь любимые Марией Поленовой.
Выставка продлится с 26.09.2019 по 12.01.2020.