Маргарет Этвуд: постижение человечества
18 ноября 2019
Первый Фестиваль-конкурс студенческих и любительских театров России. Финал
16 ноября 2019
Свет Малера в московском ноябре
14 ноября 2019
Кинопремьеры второй половины ноября
13 ноября 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Выставка "Искусство акварельного портрета" стартует в музее Тропинина

"Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени" представляет акварельные работы из собственного собрания и частной коллекции Сергея и Татьяны Подстаницких.

Автор: Ревизор.ru
Худ. В. И. Гау. Групповой портрет детей в пейзаже. Фото: пресс-служба музея Тропинина
Худ. В. И. Гау. Групповой портрет детей в пейзаже. Фото: пресс-служба музея Тропинина

Экспозиция охватывает творчество известных мастеров этого жанра. Многие из акварельных листов ранее находились в известных аристократических собраниях: наследников герцогини Беррийской, князей Голицыных, Куракиных, Талызиных, Урусовых, а также в коллекции знаменитого искусствоведа Степана Яремича. Некоторые из работ экспонируются впервые. Вернисаж состоится 28 июня.

Из истории акварельного портрета

В России расцвет жанра акварельного портрета приходится на первую половину XIX века. Наряду с миниатюрой акварельные портреты составляли предметный ряд малых форм, которые окружали аристократию того времени, создавая ансамбли в интерьерах гостиных, кабинетов, будуаров. Малоформатные акварели размещались и в папках-альбомах, предназначенных для близкого окружения, их брали с собой в путешествия.

Для 1820-х – 1830-х годов характерны камерные композиции, где нет перегруженности деталями, внимание акцентировано на портретной характеристике модели. Начиная с 1840-х годов, эстетика акварельных портретов меняется: появляется больше декоративности, включается интерьерная среда, предметы. Композиции становятся сложнее по задаче, они воспроизводят в малом формате каноны "большого" парадного жанра.

Тенденции к реализму, точности портретного изображения определяют развитие акварельного портрета в 1860-х – 1870-х годах, пока этот жанр не был вытеснен более доступной фотографией.

Представители жанра

Основоположником акварельного портрета в России был Петр Соколов. Развивая технику, он одним из первых перешел к чистой акварели, отказавшись от применения плотных белил. В начале 1820-х годов художник получает заказы от императорского двора, что, безусловно, влияет на его популярность. В большом творческом наследии мастера – портреты представителей императорской фамилии, высшей аристократии, военных, а также галерея поэтов, музыкантов, артистов пушкинской эпохи.

К числу младших современников Соколова принадлежит другой выдающийся акварелист – Владимир Гау. В течение тридцати лет он работал при дворе Николая I, Александра II, был удостоен звания академика акварельной живописи.

Вершиной развития акварельного портрета стало творчество Карла Брюллова. Хотя акварель не составляла магистральной линии в его многообразном творческом наследии, но и в этом малом жанре прослеживается выразительный художественный почерк. Известным мастером акварельного портрета был и старший брат Карла Брюллова – Александр Брюллов. Работы братьев Брюлловых относятся к их первой поездке в Италию, когда таланты художников были признаны не только отечественными, но и европейскими ценителями.

Особенно интересна может быть для зрителей пара портретов графа Ивана Григорьевича Ностица, который вошел в русскую историю не только как выдающийся военный деятель, но и как один из первых пропагандистов фотографического искусства в России. На акварели работы Ивана Нечаева он запечатлен совсем юным воспитанником Пажеского корпуса, а на работе Гау – уже офицером лейб-гвардии Конного полка.

Для посетителей экспозиция доступна с 28 июня – 28 сентября 2019 г.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЕЯХ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Юлия Щеткова: "От детского театра к взрослому"
Маргарет Этвуд: постижение человечества
Первый Фестиваль-конкурс студенческих и любительских театров России. Финал

В Москве

Свет Малера в московском ноябре
IV Фестиваль "Видеть музыку" закрыт
Сыктывкарская гофманиада на IV фестивале музыкальных театров России "Видеть музыку"
Новости музея
"Геометризмы. 1950–2010-е" переосмысливают русский авангард в Новой Третьяковке
13 ноября 22:46
В Музее Востока в Москве открылась первая выставка узбекского художника Николая Карахана
13 ноября 19:10
Музеи Московского Кремля начинают отмечать 350-летие со дня рождения Петра I
7 ноября 17:31
В Новом Манеже открыли экспозицию, посвящённую 125-летию ГЦТМ имени А. А. Бахрушина
5 ноября 13:00
Музей Андрея Рублёва приглашает на показы исторического и авторского кино
29 октября 16:26
В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка "Князья Юсуповы и Цветаевский музей"
29 октября 16:02
В Третьяковке на выставке Поленова обнаружена картина из музея в Грозном
24 октября 16:00
Они были первыми. В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Союз молодежи. Русский авангард 1909-1914"
23 октября 13:15
Выставка "Шухов. Формула архитектуры" действует в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева
23 октября 12:31
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЯ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть