Директор Новосибирской картинной галереи М. И. Качальская. Вторые Рериховские чтения, 1979. Фото: Новосибирская картинная галерея
Но, самое главное, она обогатила собрание выдающимися произведениями отечественного искусства, которые до сих пор являются визитной карточкой нашего художественного музея. Это при ней в экспозиции появились произведения В. И. Сурикова, П. П. Кончаловского, З. Е. Серебряковой, Р. Р. Фалька, А. В. Шевченко, К. С. Петрова-Водкина, Б. Д. Григорьева, Л. С. Бакста и других не менее известных отечественных мастеров. Скажут, что было другое время, произведения и цены были более доступны. Но ведь многие музеи довольствовались тем, что ими было получено когда-то при основании из государственных закромов. Качальская же была частым гостем в Министерстве культуры РСФСР, откуда и позже поступали многие экспонаты, знала всех важных лиц, от которых зависело комплектование музея.
Мария Ивановна могла пойти и на рискованные шаги, стремясь приобрести ту или иную работу. Например, картину К. Ф. Юона "Симфония действия" (1922 г.), неожиданно появившуюся в 1975 году на юбилейной выставке художника в Москве, она сумела "увести" у Третьяковской галереи, предложив владельцам бóльшую сумму. Она дружила с художниками, их наследниками, коллекционерами. Открытая, общительная по характеру, Мария Ивановна любила искусство, знала своё дело, и это было залогом её успеха при жизни, и прочной памяти потомков после её ухода.
На выставке можно будет увидеть архивные материалы, фотографии, музейные издания, а также ряд произведений, которые были приобретены в годы её директорства, в том числе вышеупомянутую картину К. Ф. Юона, а также пастели З. Е. Серебряковой из марокканской серии и живописные полотна других знаменитых мастеров.