"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
27 апреля 2024
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

19 апреля 2018 13:21

Абстрактный экспрессионизм Михаила Кулакова

В театральном салоне на Тверском бульваре представили абстрактный экспрессионизм Михаила Кулакова

Фото: gctm.ru
Фото: gctm.ru

С 13 апреля в Театральном салоне на Тверском бульваре открыта выставка работ Михаила Кулакова, одного из ярчайших представителей советского андеграунда, неофициального искусства. Михаил Кулаков стал одним из первых адептов абстрактного экспрессионизма, первым обратился к беспредметному искусству, поставив выразительность цвета и текстуры над ограниченностью понятных и привычных глазу советского зрителя форм.

Находясь в поиске новых средств выражения, Михаил Кулаков, как и многие его современники, экспериментировал с техниками, переосмыслял существующие каноны художественного творчества, использовал различные практики, в том числе и специфические – живопись посредством медитативного разбрызгивания краски.

Экспозиция выставки в Театральном салоне на Тверском бульваре занимает три зала. Первый зал посвящен работе в качестве художника-оформителя спектакля “Баня” в театре Сатиры – постановке известной “драмы с цирком и фейерверком” В. В. Маяковского. Пригласить Кулакова на эту должность рекомендовала сама Лиля Брик – муза и возлюбленная Маяковского, которой посвящена большая часть любовной лирики последнего. Посетителям выставки предлагается ознакомиться с афишами, а также посмотреть видеофрагмент из самой драмы, на котором видны декорации авторства художника – абстрактные геометрические формы с четкими границами и центром.

Фото: museum.ru

Следующий зал посвящен впервые представленной оригинальной серии графики по пьесе Н. В. Гоголя “Женитьба” из собрания личной коллекции Франчески Фичи и Энрико Джусти. Яркие зарисовки персонажей следуют друг за другом, повторяясь и изменяясь. Фигуры в полный рост, отдельные лица с гиперболизированными, почти карикатурными чертами, наброски пейзажей с церквями, выполненные двумя-тремя штриховыми линиями, напоминает нам о событиях невероятного гоголевского происшествия. Фантасмагоричный сюжет подчёркнут красным фоном и узкими темными рамами, что создают впечатление лихорадочной и вдохновенной работы художника, впечатленного образами из ставшей классикой пьесы. Здесь же представлена презентация фотографий художника с друзьями и женой Марианной Молла.

Центром экспозиции, несомненно, является полотно “Божественные игры”, эффектно выделенное светом и оттененное белизной стены. Создается впечатление, что картина буквально светится изнутри, сияет белым и желтым, а ее объемные части придают работе легкую тень, обнаруживая себя с любой точки обзора.

Последний зал меньше первых двух представляет собой собрание ранних абстракций Михаила Кулакова, выполненных красками в смешанной технике. Масло сочетается с гуашью, пастель – с процарапыванием и тушью. Здесь расположены наиболее интересные и неоднозначные работы – “Знак дао”, “План Диснейленда”, картина из серии “Окна”, две картины из серии геометрических абстракций. Именно на этих полотнах абстрактный экспрессионизм раскрывается во всей свой полноте. Сочетание форм и цветов, различных техник, выстраивание объема и выход за пределы картинной рамы – наиболее яркие находки Кулакова предстают перед зрителем и захватывают своей выразительностью и глубиной. Тревожные движения краски по холсту, глубокие борозды царапин, брызги и штрихи, контрастные сочетания цвета, капли, фигуры – изображаемое будто движется, оживает, трансформируется на глазах, обретая новые формы и смыслы.

Фото: culture.ru 

Работы Михаила Кулакова полны жизни и особой внутренней экспрессией: всплески цвета, смешанные техники, щедрые и объемные мазки в прямом смысле вырываются за пределы холста и взрываются сотнями линий и изгибов. Объем становится отличительной чертой живописи художника: в работе Михаил Кулаков использует гипс, шерстяные нити, технику процарапывания, множественные слои красок, чтобы вывести свои полотна за пределы плоскости холста. В картинах “Знак дао” и “План Диснейленда” художник рисует прямо по рамам, и картины визуально выходят из собственных пределов, врастают в осязаемую реальность.

Интересные художественные решения, экстравагантные техники, впечатляющая работа с материалами и цветом, поиски новой формы – всё это отразилось в творчестве художника. Выставка, несомненно, заслуживает посещения, даже неоднократного.

Выставка “Михаил Кулаков. Театр, графика, живопись” работает до 13 мая по адресу: Тверской бульвар, д. 11
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
85 лет со дня рождения Владислава Дворжецкого

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть