Древний Псковский кремль омолаживается
17 июля 2019
В Пскове реконструируют древнейший "бизнес-центр" – Дом Постникова
16 июля 2019
Чужих детей не бывает
16 июля 2019
В нижегородской деревне Большие Отары действует необычный Музей культуры дерева
15 июля 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

25 декабря 2016 9:24

Что стало с русским искусством?

О целях и задачах современного искусства, красоте и будущем "Ревизор.ru" поговорил с двумя современными российскими художниками.

Автор: Ревизор.ru
Алёна Шаповалова. "Небо над головой"
Алёна Шаповалова. "Небо над головой"

Ещё недавно венцом всего сущего считался человек. Божественная искра в антропоцентричном мире. Всё изобразительное искусство, так или иначе, было связано с ним. Не важно, в каком жанре было исполнено произведение: портрет, натюрморт или пейзаж, оно выполняло непреложную функцию: рассказать историю о человеке или для человека.

История эта могла быть надрывной и демонической, как у Врубеля, лучезарной и вкрадчивой, как у Серова, неукротимой, как у Кандинского... Но история была. Сейчас же, глядя на все пёстрые перфомансы, у многих возникает ощущение отсутствия в них смысла и стержня, но главное – своего лица. Создаётся впечатление, что художники следуют негласному правилу: "всё уже сказано до нас, добавить больше нечего, так зачем же даже пытаться".

Лучшие произведения прошлого обладали одной неизменной чертой – протяжённостью. Преодолеть время и пространство пытались практически все, и выдающимся мастерам это удавалось. Произведения же современных художников – словно послания не в вечность, а в миг. Им есть, что сказать современникам (однако часто из этого выходит не вкрадчивая беседа, а громогласный монолог), но хотят ли они выстроить диалог с будущими поколениями? Почему многие современные художники идут по пути меньшего сопротивления, работая в примитивной манере, создавая невнятные безличные высказывания или вообще меняя кисть на рупор?

Сколько бы претензий не предъявлял зритель к современному искусству, он должен понимать, что, как бы того не хотелось, вовсе не искусство делает время, а наоборот. И судить современные произведения за то, что вместо того, чтобы трогать, они пытаются шокировать, – всё равно, что предъявлять претензии к материалистическому времени, в котором мы живём, а по факту – к самому себе. 

Застой в искусстве – на лицо. Но вовсе не из-за отсутствия талантов в наше мирное и сытое время с практически неограниченным доступом к информации не возникает второго Возрождения… Возможно, беда в излишней амбициозности: современные художники пытаются создать нечто принципиально новое, а не просто "хорошо забытое старое", но в наше иллюзорное бытие не могут нащупать правильных ориентиров…

Так или иначе, нам в чём-то повезло: мы живём в мире, где нет дефицита альтернативы. Современное русское искусство предлагает столь много интересного, надо лишь не закрывать на него глаза, и тогда во всём его многообразии можно найти что-то, что резонирует именно с вами. Возможно, это будут произведения одного из трёх перспективных российских художников, к которым "Ревизор.ru" обратилось за комментарием.

Мы задали Алёне Шаповаловой и Платону Петрову четыре вопроса: Какая цель и задача у современного искусства? Какую сверхзадачу ты, как художник, ставишь перед собой? Что для тебя красота и важна ли она? Каким искусство будет через 10-20 лет?

А как на них ответили люди, которые творят современное русское искусство, читайте ниже.

Алёна Шаповалова. "Последняя трапеза"

Алёна Шаповалова. Родилась в 1978 году во Владикавказе. Живёт и работает там же. Предпочитает создавать живописные произведения в чёрно-белой гамме. Член Союза художников России.
 
"У искусства задач и целей нет, цели и задачи ставят перед собой люди, которые им, современным искусством, занимаются, которые, собственно, его и создают. И у каждого автора они свои собственные. Можно вспомнить периоды, когда официальное искусство (придворное, церковное, социалистическое и т.п.) несло пропагандистские задачи разного рода. Но современное искусство и современный художник, цитируя современных критиков, никому и ничем не обязаны. Современное искусство индивидуально и каждый автор ставит и решает свои задачи и цели.

Я все задачи ставлю и решаю внутри своих работ. Это и абсолютно технические задачи, и так называемые "творческие". Все мы стремимся проявить, выразить и в то же время понять как самих себя, так и своё отношение к внешнему миру.  Найти свой язык, определить и наметить границы своей территории в искусстве и постараться органично во всем этом себя чувствовать – вполне себе сверхзадача в рамках изобразительного творчества.

Красота понимается каждым очень индивидуально. В обществе, конечно, складываются некоторые стереотипы, характерные потребностям или веяниям эпохи или вкусу определённых социальных групп. Какой эталон мы возьмём за основу? Академические, классические идеалы? Вкус "большинства"?  У меня собственные внутренние критерии, и говоря именно о них, могу сказать, что для меня лично важна определённая эстетика в произведениях. Но "красота" или "красивость" совсем не обязательна в искусстве, и, зачастую, даже вредна. Поворот в сторону китча и салона в погоне за некой общепринятой "красотой" неизбежен. 

Не могу прогнозировать, что будет с искусством через 10-20 лет. Могу лишь надеяться, что период стагнации закончится и искусство оформится в новые интересные формы и имена".

Платон Петров. "ПотокСознания"

Платон Петров. Родился в 1986 году в Ленинграде. Живёт и работает в Санкт-Петербурге. Член союза художников России, член Новой академии.

"Какая задача у современного искусства? Художник – и есть искусство, он выражает свой внутренний мир или мир, окружающий его. Я, как художник, пытаюсь живописными средствами выразить мир, в котором мы живём. Хочу показать свои собственные будни и будни других людей в современном урбанистическо-техногенном мире.

Красота – любой цвет в природе. Зелёный, чёрный, красный… Красота есть во всём, что существует в мире, но важна гармония. Гармонию можно достичь с помощью композиции и цвета, что я и делаю в своих работах. Для меня очень важна красота, счастье, радость, любовь. Всё это – главное, к чему должен стремиться художник в своём творчестве.

Искусство и через лет 10-20 лет продолжит свою благотворную миссию и будет радовать людей, делать их жизнь интереснее и интеллектуально наполненнее. Форма выражения искусства останется прежней: скульптура, живопись, архитектура, музыка, фото, видео, театр, перфоманс… Может быть средства выражения станут более доступны, в связи с развитием электроники… Но так, думаю, что всегда востребованным и актуальным будет то, что радует и будоражит мозг человека".
 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О МУЗЕИ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Древний Псковский кремль омолаживается
Чужих детей не бывает
В нижегородской деревне Большие Отары действует необычный Музей культуры дерева

В Москве

Визуальные искусства вновь соединились в "Орлёнке"
Чисто шотландские убийства
О ремеслах на колесах. Уникальная выставка старинных велосипедов из Италии в Москве
Новости музеи
ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕИ
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть