"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Мир на повороте, Лютер, Колумб и последствия

Широкомасштабная выставка в Германском национальном музее Нюрнберга.

Новые острова – новый мир, после 1549. Себастьян Мюнстер: Космография. Описание всех стран Фонд Ойтигера - земельной библиотеки, собрание Драйер-Аймбке
Новые острова – новый мир, после 1549. Себастьян Мюнстер: Космография. Описание всех стран Фонд Ойтигера - земельной библиотеки, собрание Драйер-Аймбке

Пятьсот лет назад мир был “взломан на всех концах”. То была эпоха изменения религиозного сознания, географических и научных открытий, споров и дискуссий. Германский национальный музей Нюрнберга подготовил юбилейную выставку периода европейской Реформации – пиршество выдающихся произведений искусства живописи, скульптуры, декоративно-прикладной эстетики, религиозного сознания и научного знания.

Они не могли быть разными – эти три героя эпохи великих мировых открытий и потрясений – немецкий богослов Мартин Лютер, итальянский мореплаватель Христофор Колумб и польский астроном Николай Коперник. Их имена являются синонимами изменений начала современности, в то время как их собственная эпоха была совершенно иная. Смело провокационный и мужественный Лютер покорил многих и призвал к новому пониманию веры. Коперник долго работал в спокойствии теории о солнце, вокруг которого вращается Земля, а Христофор Колумб стал “человеком действия”, не написав ни одной книги.

Современникам Лютера было благостно существовать в “живом золотом веке науки” – общее образование стало очень важным, в каждом доме появлялась своя библиотека. С любознательностью люди смотрели в недавно изобретённые телескопы, рождали новые вопросы: почему в Библии ничего не сказано об Америке, выживет ли человечество в эпоху всё возрастающего знания? Опасный и простой способ ответить на эти вопросы не заставил себя долго ждать – всё неизвестное тут же объявлялось злом. Людоед, а не индеец, стал самым популярным изображением на картах Нового Света. Учёные заговорили об апокалипсисе, многочисленные сообщения газет тех времён пестрели угрозами конца света.

Питер Хус или Ян Манджийн. Страшный суд, 1560/70 Городской музей Трира, "Приют св. Симеона"

Совладать с псевдонаукой и ожиданием катастрофы помогло...создание музеев. Приблизительно  с 1550 года стали собираться коллекции искусства, многочисленных редкостей, предоставляя всем интересующимся театр мира. На фоне многочисленных “ведьминских процессов”, смертных приговоров и сожжений выработалась новая теория – веротерпимости, толерантности и признания многогранности этой жизни. Страшно, тяжко и ужасно? Да, но XVI век не был только мрачным. “Homo bulla est” –  “Человек есть мыльный пузырь”, – как сказал Эразм Роттердамский. Жизнь слишком коротка, чтобы её бояться. Возможно, в этом состоял тайный завет “трёх героев” Реформации потомкам?

Выставка работает с 13 июля по-12 ноября 2017 года. 
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть