Фото: пресс-служба художественного музея Альбертина
Клоду Моне было пятьдесят лет, когда слава, наконец, настигла его, хотя в глазах всех друзей он был бесспорным главой импрессионизма, легендой при жизни. В представленных картинах отражён весь творческий путь художника: очарование пригородов Парижа и улочек самой французской столицы и её бульваров (как не полюбоваться на знаменитое полотно из нашего ГМИИ имени А.С. Пушкина – “Бульвар капуцинок”), заводские дымоходы и воскресное веселье на берегах Сены, стога сена, Руанский собор. За городским пейзажем последовал природный – сады в Живерни, знаменитые кувшинки и японский мост.
Фото: пресс-служба художественного музея Альбертина
Думается, о Клоде Моне мы знаем не так и мало. Художник – парижанин по рождению, проведший юность в Гавре, один из основателей импрессионизма, собрат по цеху Огюста Ренуара, Альфреда Сислея и Фредерика Базиля. Всем знакомо его полотно “Впечатление. Восходящее солнце” и, конечно, туманы, дым и мгла столицы Англии. И тем не менее, каждый раз, глядя на его произведения, мы, завороженные его яблоневыми садами, полями, французскими и нидерландскими деревенскими пейзажами, останавливаем на них взоры. За ними скрывалась многолетняя скитальческая жизнь художника, его денежная неустроенность, потеря двух жён (первая Камилла Донсье, умерла 32-х лет от роду от туберкулёза, вторая, Алиса Ошеде – в 66 лет, в 1911 году). Но сам Клод Моне стал одним из самых известных и ярких (во всех смыслах) европейских и мировых художников.
Фото: пресс-служба художественного музея Альбертина
Клода Моне – свидетеля самых разных исторических событий, вплоть до Первой мировой, не интересовали эпохальные вехи и повороты мировой летописи. Он был и есть художник света, стихии природы, водных гладей и бушующих скал Бретани, Нормандии, лондонских туманов: “Я знаю, что чтобы нарисовать море действительно хорошо, вы должны смотреть на него каждый час, каждый день в одном и том же месте, чтобы вы могли понять, как вы должны работать в этом конкретном месте, и именно поэтому я работаю над одними и теми же сюжетами снова и снова и снова, четыре или даже шесть раз”,– говорил сам художник. Глубокий зелёный цвет воды, мокрый песок, тысячи огней солнца – ничто не ускользнёт от вдумчивого взгляда художника. Моне словно всматривается в природу, беспрестанно изучая и запечатлевая яркий утренний свет, суровое побережье или собор в Руане. И если собор в Руане на австрийской выставке представлен полотном из Бостона, то не менее знаменитые “Скалы в Этрета” (побережье Ла-Манша) прибыли из нашего ГМИИ имени А.С. Пушкина. С такой же старательностью Моне изобразил долину реки Крёз утром, в полдень, в тумане или вечернем свете. Вода стала центром и названием выставки. На картинах художника вода меняет цвет, превращаясь в туман, снег, лёд. Она преображается вместе с погодой, солнцем, цветом. Она – проводник к берегам Нормандии, Бретани, Лондона, Гавра, побережья Атлантики. Вместе с ней течёт и путь посетителей от зала к залу. И всё же не одними водными и морскими просторами прославилась венская выставка французского художника. К слову, 40 картин мастера были предоставлены парижским музеем Мармоттан-Моне – крупнейшим собранием картин Клода Моне в мире. Белые кувшинки, глицинии, цветущий сад самого Моне сменили угрюмые и неспокойные морские пейзажи Бретани и Нормандии, пастельные и меланхоличные пейзажи Ветёй.
Фото: пресс-служба художественного музея Альбертина
Будучи в преклонном возрасте, художник переехал в местечко Живерни, расположенное все в той же Нормандии. Сейчас Живерни известно именно и благодаря дому и саду Клода Моне (там же он и похоронен), городок стал меккой поклонников художника. Клод Моне сам, не без помощи, конечно, создал свой сад. Из Египта и Южной Америки будут пребывать семена для кувшинок и водяных лилий. Здесь Моне будет работать со всей страстью к живописи, какой, быть может, не было и в его ранние годы. В Живерни Моне нарисует пруд с лилиями, свой пышный цветник и аллею роз, экзотические ивы и японский мост. Но этот период стал порой увядания, ухода из жизни самого Моне. Почти слепым, став “Бетховеном в живописи”, художник отобразил угасание природы. Его внутреннее зрение помогло “поднять цветы в воздух”, дематериализовать природу, на его последних картинах она парит. Всю жизнь Клод Моне любил не зарождение, а становление и изменение природы. В финале жизненного пути цветовая гамма художника сгустилась до коричневых тонов – цвета ухода, смерти. “Я ничего в жизни не делал, не считая того, что смотрел на то, что мир показывал мне для того, чтобы запечатлеть его посредством моей кисти.”, – так о себе говорил сам Клод Моне. Это цветы осени художника, его потерь – падчерицы Сюзанны, супруги Алисы, сына Жана. Клод Моне уйдёт из жизни 6 декабря 1926 года в возрасте 86-ти лет. И станет символом и гордостью Франции.