Фото: Музей Ахматовой в Фонтанном доме
Санкт-Петербург – город, у которого найдется история о каждом. Может быть, именно поэтому здесь всегда было так много писателей, которым не просто удалось рассказать миру свою правду, но и сформировать дух эпохи, в которой они творили. "Желтый" Петербург Достоевского, нарядный и сказочный Петербург Пушкина, невыносимо привлекательный и дикий Петербург Довлатова. Такой разный город, переплетающий человеческие судьбы и собирающий из них, как из паззлов то, что мы сейчас называем историей.
Петербург не раз переживал тяжелые времена, кажется, именно суровые испытания закалили не только его улицы, но и самих петербуржцев. Одна эпоха сменяла другую порой слишком жестоко и кроваво. Так, однажды, Петербург стал Ленинградом и погрузился в социалистический террор. Интеллигенция и писатели города как никто другой ощутили на себя смену времен. Одной из этих людей была Ахматова.
Фото: Елизавета Дубовик
Анна Ахматова стала классиком русской литературы при жизни, при этом большой период своей жизни прожила, оставаясь непечатным автором. Трех ее самых родных людей репрессировали – первый муж был расстрелян, сын и третий муж были арестованы и отправлены в тюрьмы на долгие годы. Анна Ахматова писала стихи о боли, о горечи и ожидании, о смене времен и Петербурге в самый страшный период его истории. Ее "Реквием" – поэма о горе, которое пережили жены и матери "врагов народа".
После революции апартаменты и дворцы превращались в коммунальные квартиры. Так в 1922 в качестве служебного жилья Николаю Николаевичу Пунину (историку искусства и сотруднику Эрмитажа) была предоставлена жилплощадь в левом крыле Шереметьевского дворца на Литейном проспекте. В 1923 году он познакомился с Анной Ахматовой, которая переехала к нему. Здесь ей предстояло провести почти 30 лет своей жизни, непростых лет.
Фото: Елизавета Дубовик
Сейчас именно здесь, в южном флигеле Шереметьевского дворца, находится музей Анны Ахматовой, а вместе с ее историей, еще и музей целой эпохи. Он был открыт в 1989 году к 100-летию со дня рождения Ахматовой. Сама экспозиция построена по двум основным направлениям. Во-первых, музей рассказывает о жизни и быте Петербургской интеллигенции в новой реальности социалистического террора, а во-вторых, о творчестве Ахматовой, о ее поэзии, ее форме и глубине.
Для того, чтобы начать осмотр музея, необходимо подняться на третий этаж по лестнице, которая служит своеобразным мостиком между миром дореволюционным, дворцовым, парадным и миром новым – коммунальным миром большевиков. Открываем дверь и оказываемся в прихожей.
Сотрудники музея говорят "типичная прихожая коммунальной квартиры, в которой жила интеллигенция". Чемоданы, зонтики, шляпы и плащи, здесь же рядом фотолаборатория Пунина, работы которого также являются важными экспонатами музея. Он фотографировал своих соседей и создал своеобразный фотоархив жизни Фонтанного дома времен Ахматовой.
Фото: Елизавета Дубовик
Идем дальше – кухня, которую планировали как место отдыха слуг, ставшая коммунальной, "розовая" столовая, где собирались все жители квартиры для разговоров и музыки. Каждая из комнат обставлена мебелью тех самых времен, картинами и фотографиями домочадцев.
Фото: Елизавета Дубовик
Здесь же расположен кабинет Пунина, в котором они вместе с Ахматовой собирали по крупицам письма и воспоминания о Николае Гумилеве, кабинет Ахматовой и ее комната. Здесь она писала стихи.
Об этой комнате сохранились разноречивые воспоминания. Некоторые современники описывают "развал и убожество" обстановки, для других она была освещена "волшебным светом", наполнена вещами, оставшимися от прошлой жизни. Здесь Ахматова жила после расставания с Пуниным, здесь хлопотала о вновь арестованном сыне Льве Гумилеве.
Фото: Елизавета Дубовик
Белый зал – отдельная часть экспозиции, посвященная текстам поэтессы, ее ритмам и темам. Инсталляция из стихов и черновиков Ахматовой мультимедийна – отдельные произведения подсвечиваются по велению жестов посетителей, на специальных экранах появляется дополнительная информация о стихах или письмах. Здесь можно полностью погрузиться в творчество Ахматовой, в ее мир, ощущения, в темы, которые витали вокруг нее, в ее собственную литературную вселенную.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – один из самых атмосферных музеев Петербурга. Здесь будто вывернули наизнанку и показали без прикрас время "красного террора" и отдельные истории людей, которые никак не могли понять, что они сделали не так и как им жить дальше.