В детстве жизнь кажется путешествием, полным приключений и открытий, и даже самые обыденные вещи проникнуты волшебством. Всё проще, ярче, интересней. Детство – чудесный край, в который порой так хочется, но совершенно невозможно вернуться. И дело даже не в том, что мы стали выше, шире, ходим на работу и говорим "взрослым языком" о "взрослых вещах". В нас больше нет наивности. Мы во всём ищем логику, реалистично смотрим на мир, сражаемся за своё место под солнцем, дробим свои огромные и такие труднодостижимые мечты на более мелкие… Куда уж там до детской непосредственности? Однако есть люди, которые с возрастом не потеряли её, романтики и мечтатели – художники-наивисты.
Не стоит думать, что наивным искусством занимаются лишь те, кто не достиг каких-либо успехов в других жанрах, не смог освоить академическую программу или вообще закончил только среднюю школу. Да, наивное искусство отличает меньшая степень профессионализма в сравнении с искусством классическим, но, в отличие от художников-аутсайдеров, зачастую душевнобольных, а посему движимых лишь чувством восторга от того, что они делают, поглощённых своим порывом настолько, что понятия субъекта и объекта творчества сливаются для них воедино, художники-наивисты, в первую очередь, остаются художниками. Только приоритеты в их искусстве расставлены иначе, нежели у художников-академистов.
Иван Сарычев "Автопортрет с женой"
В основе наивного искусства лежит этика, а не эстетика, если под эстетикой понимать правильность линий, качество композиции, мастерское владение трёхмерным пространством, талантливое использование светотени и полутонов… Искренность, непосредственность и детская чистота выгодно отличают наивное искусство ото всего остального. Есть даже такое понятие "экологическое искусство", названное так за бережное отношение к природе и человеку, и эта трогательная и вдохновляющая любовь к окружающему нас миру и является главной особенностью наивного искусства.
Пабло Пикассо "Материнство"
Пабло Пикассо писал: "Мне понадобилось четыре года, чтобы научиться писать как Рафаэль, и вся жизнь, чтобы научиться писать, как ребёнок". И Пикассо – не единственный из известных художников, симпатизировавших наивному искусству и использовавших его приёмы в своём творчестве. Ряд всеми признанных живописцев обращался к "примитиву", но ни у кого не повернётся язык назвать примитивным их творчество. Гойя, Матисс, Шагал, Пикассо и даже Микеланджело Буонаротти… Неоконченная "Пьета Ронданини" стала лебединой песней великого скульптора. До самой смерти почти девяностолетний мастер всё ещё работал над ней, такой будто бы простой и непохожей на все его предыдущие скульптуры, и с грустью замечал, что только сейчас он понял, что такое искусство и как надо в нём работать.
Микеланджело Буонаротти "Пьета Ронданини"
Пожалуй, самым известным художником-наивистом был Анри Руссо по прозвищу "Таможенник". Руссо не получил художественного образования и всю жизнь прожил во Франции, работая на таможне. Однако его поразительная живопись, которой он начал заниматься самостоятельно уже в зрелом возрасте, рассказывала о мире, совершенно далёком от той европейской страны, в которой он жил. Из-под его кисти рождались фантастические, красочные изображения джунглей, диковинные и экзотические пейзажи. Руссо своим непосредственным, ярким и свободным творчеством оказал огромное влияние на французских авангардистов.
Анри Руссо "Сон"
Наивное искусство можно встретить в любой стране, среди художников-наивистов есть и кубинцы, бразильцы, хорваты, сербы, американцы… В России наивное искусство также развито и широко представлено. В Москве открыт целый Музей наивного искусства, ведущий активную научную и выставочную деятельность. В стенах музея действует изостудия, проводятся всевозможные концерты, организуются встречи с известными коллекционерами и деятелями искусства.
Один из самых известных представителей российского наивного искусства –
Валерий Ерёменко (ПарАход) дал порталу "Ревизор.ru" небольшое интервью, в котором рассказал о наивном искусстве, об источниках вдохновения и о главном в своём творчестве.
Валерий Ерёменко
Валерий Пантелеевич, почему вы выбрали для себя именно наивное искусство? Пробовались ли вы в других жанрах?
Я пробовал себя, раньше конечно, в разных жанрах: академическом (как и многие другие художники), в сюрреализме, абстракции (кстати, до сих пор этот стиль мне более всех нравится), фовизме (работа чистым цветом) и других. Однако понял, что манера или стиль письма связана или зависит от мышления автора. Как говорят специалисты наивного искусства, в наивном искусстве художник может ВСЁ. Поскольку не закабалён законами ИЗО и работает по наитию. Вот в наивном искусстве я и нашёл себя.
Как вы думаете, в чём заключается главная особенность наивного искусства? Стоит ли за формальным отличием качественно иной взгляд на мир?
Главная особенность наива – в первозданности изображения, поскольку оно не порчено фотографическим рисунком. Или, как принято говорить, академическим. Это – свободное, вольное направление искусства. И ещё, как просветили меня мастера академической школы, наивное искусство отличается от академического и народного творчества тем, что не имеет традиций, а, значит, по наследству от мастера к мастеру не передаётся. Вот в этом-то и уникальность его.
Какую цель, как художник, вы ставите перед собой?
Цель моя проста – стать мастером. Я еще не мастер, как не печально. Вот по этой дороге я и иду.
Валерий Ерёменко
Что для вас является источником вдохновения? Природа, люди, ваша семья...
Всё вами перечисленное, конечно, вдохновляет меня, однако природа – это главное, а главное в природе – РЕКА. Ну и пароходы, конечно. Как без них.
Есть ли среди ваших работ такие, которые вы выделяете для себя, ваши любимые картины?
В этом вопросе я банален. Лучшая работа ещё должна появиться. Но некоторые мои работы мне пока нравятся. Например, "Доброе утро", или, у него есть другое название, – "Песня о родине". "Баня, через дорогу раздевалка", "Цирюльня", "Приехали", "Привет из Тамбова", "Ресторан на пароходе", "Русалка"… Кстати, я из тех художников, которые уничтожают свои слабые работы. Так как работы художников, как правило, переживают самих авторов, то я не хочу краснеть за них сверху после того, как это произойдёт. И ещё: я ценю в своих работах юмор. Если он там есть. И стараюсь, чтобы он там был.