Таир Салахов. У Каспия. 1967. Государственная Третьяковская галерея Фото: Культура.рф
Экспозиция делится на семь частей: не по хронологии и не по видам искусства, широко здесь представленным. Просмотр начинается с зала под названием "Разговор с отцом". Что такое пятидесятые годы? Это позавчерашняя война, репрессии, это вчерашние амнистии после смерти Сталина, это сегодняшние и завтрашние тяжёлые воспоминания отцов. Мрачное, камерное помещение, посвящённое этой теме, неожиданно в качестве преамбулы. Но тем ослепительнее выглядит просторная основная часть экспозиции. Свежий воздух будущего после душащего прошлого.
Фото: ВедомостиПри входе в главный зал складывается ощущение, что все остальные разделы выставки видны одновременно. В самом центре – огромный белый круг, означающий Площадь Маяковского, от которой радиально расходятся "улицы" экспонатов. И у зрителя есть выбор: продолжить маршрут по плану, указанному в буклете, то есть по разделам, либо следовать от условного центра, головы Маяковского, в противоположные стороны. Белый круг, может быть, не самое практичное решение напольного покрытия в период московской весны, но именно он ярче всего передаёт ту самую свежесть оттепели.
Среди представленных экспонатов произведения живописи, скульптуры, фотографии, кадры из документальных и художественных фильмов, предметы прикладного искусства и многое другое, показывающее эпоху совершенно с разных сторон. По словам организаторов, открытая зона в центре необходима, она выражает основную идею: абсолютное равноправие как частей выставки, так и показанных жанров.
Также площадь, форум является своеобразным символом того времени: люди выходят из тесных комнатушек коммуналок на улицы, на площади для открытого общения, разговора друг с другом (именно тогда становятся особенно популярны публичные чтения, поэтические вечера, творческие встречи, а в архитектуре старательно избавляются от стен, перегородок). Город дышит новой жизнью. "Ощущение распахнутого окна", - говорит Зельфира Трегулова.
Виктор Попков. Двое. 1966. Государственная Третьяковская галерея Фото: Культура.рфВроде знаешь и о гонке вооружений, и про Кубу что-то слышал, а кто-то рассказывал о поднятии целины. Конечно же, помнишь, когда начали отмечать День космонавтики, а дома непременно сохранилось что-нибудь от родителей, бабушек и дедушек, чья молодость как раз пришлась на то время. Но все эти образы не существуют в голове как нечто совершенно единое, неразрывное. А проходя по разделам экспозиции, будто листаешь книгу по истории с объёмными картинками. Удивительно и зримо раскрывается время: "Оказывается и это было в "хрущёвскую оттепель", и вот это, и даже вон то".
Владимир Янкилевский. Диалог. 1961. Государственная Третьяковская галерея Фото: Культура.рфСочетание несочетаемого, противоположного – ещё одна черта времени, поддержанная в организации выставки. С одной стороны, выделение индивидуального, оригинального, где-то маргинального (например, странные персонажи документальных снимков), но в то же время – форумы, общение, растворение в новом городе. Открытие мельчайшей частицы – атома – но и начало освоения космоса. Рядом реализм, абстракционизм и карикатуры на абстракционизм ("карикатуры на карикатуры"). Достижения прикладного искусства (цветное стекло графинов) соседствуют со спутниками и макетами необычных технических приборов. Черно-белая графика ручной росписи сервизов смежна с черно-белыми типографскими принтами.
Виктор Попков. Строители Братска. 1960. Государственная Третьяковская галерея Фото: Культура.рф
Что оформители намеренно не противопоставляли, так это искусство и политику (нет, в частности, деления на официальное и неофициальное искусство). Даже о разгроме Хрущёвым выставки в "Манеже" ни слова.
В центре внимания – люди, а не политика. Люди, которые открывают, осваивают, строят, придумывают и создают. Люди, которые просто живут.
Юрий Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962. Государственная Третьяковская галерея Фото: Культура.рф
"Эпоха оттепели" - безусловно новый этап жизни советского общества, подаривший глоток свободы, надежду на светлое будущее. Зельфира Трегулова считает, что раскрепощение сознания всегда ведёт к рождению нового, созданию будущего. Она рада, что на этот период наконец-то обратили пристальное внимание.
Выставка "Оттепель" в Третьяковской галерее задумана как первая часть масштабной трилогии, созданный совместно с Пушкинским музеем и другими галереями. А летом, к окончанию работы самой экспозиции, тема 50-60-х годов выйдет за пределы Третьяковки на улицу и поселится в Парке Горького и "Музеоне", где регулярно будут проходить поэтические встречи, концерты в соответствующем духе.