В Новосибирске начался XIV Международный Рождественский фестиваль искусств
6 декабря 2021
Итоги рабочего визита Захара Прилепина в Рязань
6 декабря 2021
"Есть приятнее занятье, чем в носу поковырять", или детская опера "Вредные советы"
6 декабря 2021
SONATRIP Петра Айду в Театре имени Наталии Сац
6 декабря 2021

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

17 октября 2017 7:09

Семейное дело Сухово-Кобылина

В Доме-музее Чехова открылась первая в России выставка, посвященная драматургу Александру Сухово-Кобылину.

Фото: Иван Бевз
Фото: Иван Бевз

Немногим сейчас что-то скажет имя Александра Васильевича Сухово-Кобылина, если только вспомнится “Свадьба Кречинского” - благо та идёт на сцене столичного театра имени Моссовета. Выставка “Картины прошедшего” в Доме-музее А.П. Чехова предлагает познакомиться с жизнью и творчеством незаурядного драматурга и философа глубже. На ней, первой в России и мире, отражены не только история литературного наследия, но дано и научное исследование, комментирование семейного архива, а также театральная летопись его пьес.

Надо признаться, судьбе драматурга и талантливейшего человека, как и его творениям, выпала печальная доля. Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817–1903) – потомственный дворянин и аристократ был человеком разносторонних способностей. После изучения философии, естественных и точных наук в Московском университете продолжил образование за рубежом – в Берлине и Гейдельберге, познавая мировоззрение Гегеля, а позже переведя все его труды на русский язык (те, правда, сгорели во время пожара в родовой усадьбе).

Из-под его руки вышла и знаменитая трилогия – “Свадьба Кречинского”, “Дело” и “Смерть Тарелкина”. Однако же, по злосчастному стечению обстоятельств драматург был вовлечён в дело об убийстве Луизы Симон-Деманш, в результате чего семь лет находился под следствием и судом, дважды подвергся аресту. Данный факт биографии не мог не сказаться и на биографии литературной. Лишь только первая пьеса была поставлена на театре немногим спустя её написания, обретя долгую жизнь на театральных сценах. Вторую же часть трилогии, пьесу “Дело” (1861), играли на сцене с 1882 года, в сокращенном варианте, позже и она стала театральной редкостью, а “Смерть Тарелкина” удостоилась постановки в 1899 году – через тридцать лет после создания, и современный театр вниманием её тоже не балует.  

Чтобы имя воистину интереснейшей личности окончательно не было предано забвению, Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля и его отдел, Дом-музей А.П. Чехова, представили архивы семейства Сухово-Кобылиных. Личность драматурга совершенно не чужда музею, ибо именно в нём усилиями Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича – инициатора и первого директора Государственного Литературного музея – сплотилась семейная история рода Сухово-Кобылиных — Салиасов — Петрово-Соловово, переданная государству. Еще до создания Государственного литературного музея, в 1932–1933 годах, В. Д. Бонч-Бруевич заказывал материалы семейного архива сестры драматурга, Евгении Васильевны Салиас де Турнемир, находившиеся в швейцарском городе Раппельсвиль, входящем в кантон Санкт-Галлен.

Ещё одна часть архива досталась музею от племянницы драматурга Марии Михайловны Петрово-Соловово, от дочери Александра Васильевича, Луизы де Фальтан. Многие материалы передал музею Лев Владимирович Горнунг, поэт, переводчик и фотохудожник (1902–1993), женатый на Анастасии Горнунг (урождённой А.В. Петрово-Соловово), внучатой племяннице драматурга и поэтессе. Фонды семейного архива продолжают поступать и до сегодняшнего дня – в 2016 году поступления пришли от Марины Арсеньевны Тарковской, душеприказчицы Льва Владимировича Горнунга (семейства тоже связаны – Андрей Тарковский был крестником Льва Горнунга).

Сотрудникам музея ещё предстоит изучать семейный архив А.В. Сухово-Кобылина, а пока все посетители могут увидеть единственный портрет Александра Васильевича, написанный в 50-е годы XIX века (остальные были выполнены позже), уникальные дагерротипы, подлинную рукопись пьесы “Дело”, письма и, конечно, афиши спектакля “Смерть Тарелкина”, поставленном в 1922 году великими Всеволодом Мейерхольдом и Сергеем Эйзенштейном в Театре-ГИТИСа.
 
Выставка “Картины прошедшего” продлится до 3 декабря 2017 года.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

В Новосибирске начался XIV Международный Рождественский фестиваль искусств
Итоги рабочего визита Захара Прилепина в Рязань
"Есть приятнее занятье, чем в носу поковырять", или детская опера "Вредные советы"

В Москве

Театральная школа во всю страну
Закрытие VI фестиваля музыкальных театров "Видеть музыку"
В Москве проходит второй этап 41-го Международного студенческого фестиваля ВГИК
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть