Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

12 марта 2018 16:05

Следуя за светом

"Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии" — новая выставка Пушкинского музея, расположенная в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX — XX веков

Фото: molnet.ru
Фото: molnet.ru

Директор ГМИИ имени А.С. Пушкина Марина Лошак, говоря о роли Тальбота в истории фотографии, смело сравнивает его с Леонардо да Винчи.

Как и великого мастера эпохи Возрождения, англичанина, родившегося в самом начале XIX века, можно назвать "универсальным человеком". В 1820-х годах Тальбот публикует научные статьи по математике, занимается исследованием оптических явлений, в 1831 году становится членом Лондонского Королевского общества по развитию знаний о природе. Учёный, изобретатель, экспериментатор, но ещё и настоящий художник.

В начале 1830-х годов, путешествуя по Италии, Тальбот сетует, что не может запечатлеть красоту итальянской природы, архитектуры и привести домой свои воспоминания о поездке в каком-то материальном воплощении. Вернувшись в Англию, он тут же приступает к опытам, в результате которых на бумаге, пропитанной специальным раствором, получает первый "рисунок тенью" —силуэт растения. Место, где лежал лист, оставалось светлым, а всё остальное темнело под действием солнечных лучей (позже такое изображение назовут негативом). Через некоторое время учёному удаётся создать и позитивный отпечаток. Дальнейшая работа была направлена уже на улучшение качества самих позитивных снимков.

Фото: photoplay.ru 

В своей статье Тальбот при описании изобретённого им процесса фотографирования пользуется термином "калотипия", который переводится как "красивый отпечаток". Автор сразу говорит о фотографии как о новом виде искусства, хотя долгое время к ней относились довольно скептически и отмечали прежде всего её прикладной характер.

В сороковых годах Тальбот выпускает альбом "Карандаш природы", где все фотоотпечатки сопровождаются авторскими текстами, в которых не только рассказывается о невероятных для того времени возможностях новинки, но и есть рассуждения о художнике, его роли, об искусстве вообще.
"Глаз действительно может постичь всё, что представлено в его поле зрения, но карандаш бессилен отобразить бесчисленные детали, созданные природой". Зачем тратить силы, время, терпение, если теперь понравившийся образ можно перенести на бумагу с помощью техники. За фотографией скорость и точность. Но всё-таки что именно снимать, как это должно
располагаться на листе и ещё много другое остаётся в ведении человека. Он должен совершить свой художественный выбор.

Фото: visualrian.ru 

Уильям Генри Фокс Тальбот фотографирует много: и что-то совсем простое, бытовое, и что-то очень редкое, например, с помощью микроскопа, или даже дикое (благодаря многочисленным путешествиям). Работает он, конечно, не по принципу "что вижу, то и снимаю". Калотип должен в той или иной степени соответствовать внутренним требованиям мастера к изображению как к законченному художественному высказыванию своего рода.

Когда говорят об истории фотографии, первым делом обычно вспоминают Луи Жака Манде Дагера и ещё, может быть, Жозефа Нисефора Ньепса. Дагеротипия и калотипия возникли приблизительно в одно и то же время. В их основе лежали разные принципы, поэтому ни о каком плагиате речь идти не может. У каждого способа фотографирования были и свои плюсы, и свои минусы, разумеется. Оба были далеки от идеала, поэтому работа над совершенствованием шла непрерывно. Благодаря наличию негативных отпечатков, Тальбот, в отличие от Дагера, мог тиражировать калотипы. Но более качественные дагеротипы (хоть и в единственном экземпляре) были популярнее. Возможно, не в пользу тальботипов сыграло и то, что англичанин слишком щепетильно относился к своему детищу, поэтому было мало последователей и много судов из-за патентов.

Фото: rg.ru 

Первый вопрос, которым задались фотографы-изобретатели, был: как "поймать" свет и зафиксировать его на бумаге. Но вскоре выяснилось, что снимки, появившиеся благодаря свету, светом же и уничтожаются. Поэтому нужно было думать, как сохранить уже сделанные фотографии. Последним новаторством Тальбота в этой области стала "фотографическая гравюра", или "фотоглифия" — способ печати фотоснимков с помощью типографских чернил (что предотвращало выцветание). Именно фотогравюрами выставка и завершается.

Впервые привести в Россию работы Уильяма Генри Фокса Тальбота удалось только после многолетних переговоров с английскими коллегами Пушкинского музея. Экспозиция, состоящая приблизительно из ста пятидесяти отпечатком, разделена на несколько блоков, внутри которых встречаются однотипные снимки, из-за чего некоторым посетителям выставка может показаться несколько монотонной. Но тем, кому интересна не только история фотографии, история поисков и открытий первых фотографов, но и история вообще (потому что фотография – один из самых верных хранителей времени; уже нет тех людей, нет многих зданий, запечатлённых Тальботом, а снимки есть), будет что узнать, будет чему удивиться и, возможно, будет чем восхититься.

 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть