Впечатляющее сюжетное разнообразие — от запылённых околиц Боровска и деревенского свадебного поезда до пылающего вечерними огнями Большого театра — в полной мере отражает идею организаторов конкурса воссоздать “целостную” картину загадочной русской жизни. Рассуждать о русской душе, глядя на эту экспозицию, — то же самое, что делать выводы о плодородности почв и урожайности на выставке достижений народного хозяйства: с одной стороны, налицо ошибка отбора, с другой, никто и не гарантировал натуральность продукта.
Фото автора
"Большой театр", "Русский балет", "Блокада Ленинграда", "Каток на Красной площади" — названия картин из небольшой, но самой что ни на есть рафинированной, образцово-показательной части выставки. Очевидно, что мероприятие задумывалось как экспортное, с оглядкой на иностранное восприятие. Об этом свидетельствует и его лондонская премьера в ноябре, и нынешний — лишь пятидневный — выставочный период в Москве. Не потому ли отечественного зрителя не покидает чувство неловкости, точно его оставили стоять перед зеркалом, которое прихорашивает, льстит и помалкивает о главном? "Нет слов", —именно так и называется самая колоритная работа выставки.
Мотовилова Ольга. "Нет слов". 2019
Не лишена эпатажа и работа под названием "У нас на Канарах". Искусная смесь охотников Брейгеля, четверика́ с шатровой колокольней на заднем плане и экзотических фруктов на переднем, напоминающая начало известной увертюры:
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
(И. Северянин)
Несмотря на общее недоуменное впечатление от выставки, посетить её стоит хотя бы ради двух акварелей Дарьи Митты ("Февраль" и "Большая Садовая после дождя"), технически безупречных, непосредственных, свободных, пропитанных живым дыханием молодого таланта.
Митта Дарья. "Большая Садовая после дождя", 2018 г.
Да и тот же "Большой театр" заслуживает пристального внимания уже за одно только образное и содержательное сродство с известным стихотворением О. Мандельштама:
Когда в теплой ночи замирает
Лихорадочный Форум Москвы
И театров широкие зевы
Возвращают толпу площадям…
Зритель обязательно запомнит нежный, надмирный инфантилизм "Замоскворечья" Анны Ивановой и отметит про себя знакомые с детства пейзажи летнего приморского городка на картинах Арсения Крайнюкова.
В конце концов, знаменателем этой выставки, ее общим явлением можно назвать тот факт, что молодые российские художники развиваются в рамках традиционного искусства с оглядкой на национальную историю и культуру. Несомненно, что однообразие большей части экспонатов (мажорная палитра, незатейливый сюжет, внутренняя скованность) свидетельствуют о существовании строгих принципов конкурсного отбора, отчего выставка теряет в объективности. Остается надеяться, что в будущем среди победителей подобных тематических конкурсов мы увидим гораздо больше разноплановых талантов.