"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Выставка фортепиано XIX века в Музее Москвы – памятник ушедшей эпохе

В Музее Москвы проходит необычная выставка: публике представлен мир старинных фортепиано.

Фото: Владимир Зисман
Фото: Владимир Зисман
Судьба отечественных роялей и пианино XIX в России печальна. В сущности, их эпоха завершилась с крушением Российской империи. В новых временах, временах голода, холода, коммуналок и новых культурных целеполаганий для них уже не было места.
Одним из символов этой сложной судьбы музыкальных инструментов стала инсталляция с буржуйкой.
 
Фото автора
 
В новом обществе после семнадцатого года культура домашнего музицирования уступила место массовым шествиям и духовым оркестрам.
 
Да и производство инструментов рухнуло. Из российских производств и мастерских Беккера, Шредера, Дидерихса, Мюльбаха, Штюрцваге, Шоермана, Виллениуса, Штробля и других, существовавших в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, после их разгрома в 1918 году сохранилась лишь фабрика Беккера, преобразованная к 1924 году в “Красный октябрь”. О качестве советских инструментов лучше не говорить ничего, потому что хорошо о них сказать невозможно.
 
Таким образом, выставка, которая проходит в Музее Москвы с 21 июня по 13 августа под названием “Покинутый дом: кунсткамера московских роялей”, стала по сути своей печальным памятником ещё одной из многих исчезнувших в ХХ веке цивилизаций.

Фото автора
 
На ней представлены несколько десятков исторических фортепиано из коллекции, состоящей из более чем сотни инструментов, героически спасённых пианистом, композитором, преподавателем Московской консерватории, общественным деятелем и просто подвижником Петром Айду, получившей название “Приют роялей”.

Фото автора
 
Это собрание трудно сравнить с каким-либо музеем аналогичного типа. В нём, в какой-то степени, безусловно, есть черты музея старинной техники. Конечно, естественным образом возникает сравнение с музеями истории музыкальных инструментов, например, с музеем имени Глинки - но это музей совершенно иного статуса и формы финансирования. Можно, к примеру, вспомнить Музей механической музыки в финском Варкаусе. Таких музеев в мире довольно много. Но вряд ли можно привести пример такой драматической и героической судьбы, как у собрания инструментов Петра Айду. Это не просто коллекция как форма собирания предметов, это форма спасения исчезающего культурного пласта, потому что всякий знает, как печальна судьба пианино или рояля в России XX века - это и невозможность держать инструмент дома, и невозможность его продать, он просто выбрасывается на улицу, иной раз и по частям, чтобы легче было его вынести, а в период после семнадцатого года рояли и пианино были просто объектами классовой ненависти и уничтожались одичавшими люмпенами.
 
Надо заметить, что экспозиция именно так и организована - не просто инструменты как таковые, а инструменты, вписанные в культурно-интерьерный контекст. Они находятся среди предметов мебели и быта своего времени - кресел, сервантов, сервизов, фотографий и предметов одежды.
 
Ведь в эпоху, предшествовавшую появлению фонографов, грампластинок, радио и Интернета, фортепиано было главным источником домашнего знакомства с музыкой. Барышни, выписывающие журнал “Нувеллистъ”, ежемесячно получали напечатанную в нём очередную пьесу из “Времён года” Чайковского и играли её на том самом домашнем фортепиано. Это мог быть рояль, такой, как представлены на этой выставке, а на ней есть экземпляр работы мануфактуры “Шойерман”, ориентировочно принадлежащий эпохе 1830-х годов.
 
Это могло быть столообразное пианино (Tafelklavier), распространённое в первой половине XIX века и органично интегрированное в обыденный мир интерьера.

Фото автора
 
Или пианино, которое, помимо своей основной музыкальной функции, является образцом высокого мастерства специалистов, которые превращали инструмент в шедевр дизайна инкрустациями, рисунками по дереву на передней деке и бронзовыми подсвечниками на ней, изящными столярными изысками по приданию форм ножкам…

Фото автора
 
Мало кто теперь помнит, что означает надпись “модератор” на маленькой рукоятке, что находится слева о клавиатуры. А ведь это ещё один оригинальный механизм, позволявший заметно заглушать звук инструмента во время занятий.

Фото автора
 
Некоторые из опубликованных здесь фотографий были сделаны не на выставке в Музее Москвы, а непосредственно там, где эти инструменты ещё недавно имели приют - на территории ОАО “Алмазный мир”.
 
Сейчас новая администрация выселяет “Приют инструментов” и исторические инструменты ищут новое место для приюта.

Поэтому выставка “Покинутый дом: кунсткамера московских роялей” стала не только культурно-историческим событием, показывающим целую эпоху, но и криком о помощи. Потому что она может стать и прощанием с артефактами эпохи. 

Фото автора
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

85 лет со дня рождения Владислава Дворжецкого
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
Соделайся чистым, моё сердце

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть