Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

27 февраля 2024 14:16

Выставка "Художник слова" в Рязанском художественном музее

Мероприятие приурочено к 215-летию со дня рождения Н. В. Гоголя.

Автор: Ревизор.ru
Фото: фрагмент афиши Рязанского художественного музея.
Фото: фрагмент афиши Рязанского художественного музея.

29 февраля 2024 года в 16.00 в Рязанском художественном музее им. И. П. Пожалостина открывается выставка произведений из фондов музея, приуроченная к юбилею Н. В. Гоголя (1809–1852). Экспозиция неслучайно называется "Художник слова". Здесь подчёркнут редкий изобразительный дар писателя, в чьих произведениях не только действительность, но и фантастические образы – у Гоголя, впрочем, неразделимые – имеют яркое зримое воплощение, будь то блеск ночного Днепра, бекеша Ивана Ивановича, сад Плюшкина или бакенбарды Ноздрёва.

Всё это прямо-таки просится под кисть и карандаш – рисунки к сочинениям Гоголя появились ещё в 1840-е годы. То, что к идее иллюстрирования автор отнёсся без восторга, считая возможным "допустить излишество этих родов только в таком случае, когда оно слишком [то есть достаточно] художественно", отчасти объясняется пониманием трудностей изобразительного искусства. Гоголь хорошо в нём разбирался, увлекался как любитель, а в начале 1830-х годов даже посещал натурный класс Академии художеств. Обложка первого издания "Мёртвых душ" литографировалась по собственному эскизу писателя.
    
Среди экспонируемых на выставке произведений зритель найдёт классические акварели П. Боклевского 1860-х годов с портретами героев первого и второго тома поэмы: Коробочки, Чичикова, Плюшкина, Петуха. Карикатурные их физиономии до сих пор задают восприятие нами этих персонажей. Также к XIX веку относятся листы из дорогих несброшюрованных альбомов к "Вечерам на хуторе близ Диканьки" издания А. Голяшкина. Литографии выполнены ведущими художниками своего времени, в первую очередь, В. Маковским, в мастерской которого они и печатались весьма ограниченным тиражом. Гравюры В. Фаворского 1930-х годов знаменуют смену реалистической стилистики более условной. Иллюстрация Фаворского к "Ивану Фёдоровичу Шпоньке и его тётушке", где мухи равновелики рассуждающим о них Шпоньке и барышне, считается хрестоматийным примером отражения гоголевского гротеска в графике.
    
Другая, живописная выразительность использована в иллюстрации А. Пластова к "Тарасу Бульбе". Автору ближе полновесная материальность гоголевских описаний. Прекрасная гуашь Пластова с картиной лунной ночи давно не показывалась публике.
    
Ещё одним открытием должны стать пять литографий Е. Кибрика к повести "Портрет" 1975 года. Эта работа стала для Кибрика последней, зрелое мастерство тут сошлось с итоговым раздумьем о сути творчества, столь соответствующим главной теме повести. На окончательную редакцию "Портрета", как известно, повлияло римское знакомство Гоголя с великим художником А. Ивановым. Двух гениев роднило отношение к искусству как духовному подвигу, ответственность перед дарованным свыше талантом.
    
Целый раздел экспозиции посвящён "Шинели". В большом комплексе иллюстраций 1977–1984 годов А. Зыкова (экспонируется лишь часть) перед нами опять, как в "Портрете", гоголевский Петербург, но уже с точки зрения маленького человека. Приехав в столицу из Нежина, молодой Гоголь сам одно время служил в департаментах, в том числе писцом. Для его искусства это далеко не блестящее начало карьеры оказалось бесценным – будущий сочинитель буквально примерил на себя шинель Акакия Акакиевича. Гуманистический пафос повести, чей мизерный персонаж говорит читателю: "Я брат твой", во многом определил дальнейшее развитие русской литературы; недаром традиция упорно приписывает фразу о том, что "все мы вышли из гоголевской шинели", Ф. Достоевскому.
    
Изображение Достоевского, а также иных, старших и младших современников Гоголя, его собственные портреты, пейзажи значимых для него мест от Киева до Рима, фантазийные композиции "по гоголевским мотивам" сопровождают на выставке образы произведений писателя, напоминая не только о связи жизни и творчества самого автора, но и о воздействии его книг на будущие поколения, присутствии бессмертного гоголевского слова в нашем сегодня. 
 
Выставка продолжит работу с 29 февраля 2024 года по 20 апреля 2024 года.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть