Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

8 февраля 2019 16:00

Копачинская & Курентзис vs Академизм в Концертном зале им. Чайковского

Патриция Копачинская, Теодор Курентзис и "MusicAeterna" дали концерт из произведений Чайковского

Фото: Александра Муравьёва
Фото: Александра Муравьёва

Оркестр "MusicAeterna" Пермского театра оперы и балета под управлением Теодора Курентзиса исполнил увертюру-фантазию "Ромео и Джульетта" и симфоническую фантазию "Франческа да Римини" Петра Ильича Чайковского в Зале Московской филармонии. Патриция Копачинская солировала в Концерте для скрипки с оркестром.

Уроженец Афин Теодор Курентзис, ученик профессора Санкт-Петербургской консерватории Ильи Мусина, выдающегося педагога и музыканта, сегодня представляет русское искусство в мире. Так в 2017 году оркестр "MusicAeterna" Пермского театра оперы и балета, возглавляемого Курентзисом, оперой "Милосердие Тита" Моцарта впервые в истории открывал Зальцбургский фестиваль. Уроженка Кишинева скрипачка Патриция Копачинская, ныне живущая в Берне - одно из самых притягательных имен в музыкальном мире.
 
Два больших оригинала от музыки, культовый дирижер Курентзис и босоногая "хулиганка" Копачинская, вышли на сцену Концертного зала им. Чайковского. Крещендо оркестра в начальных тактах скрипичного концерта мгновенно окатило огромной горячей волной забитый до отказа зал. Дальше, с каждой нотой приходило осознание, что звучит незнакомое доныне произведение. Это был не эталонно стандартизированный, конкурсный, заигранный концерт Чайковского. Это была "чумовая" музыка, рождающаяся здесь и сейчас, прекрасная в своей первозданности. "Дело Копачинская & Курентзис vs Академизм" на концертной эстраде заслушивалось зрительным залом затаив дыхание. Миниатюрная солистка в изрезанном ножницами фраке, сбросив шлепанцы и стоя босиком, вдохновенно играла "своего" Чайковского, ломая общепризнанные представления о его стиле. Курентзис был абсолютно заодно с солисткой, буквально, связанный с ней пуповиной единого замысла. Тандем Копачинская, Курентзис с оркестром "MusicAeterna" осуществили запись этого концерта на бренде Cony Classical в 2016. Эта трактовка раскрыла гениальную музыку Чайковского с неожиданных сторон, получив и сторонников, и противников такого взгляда. Копачинская играет очень по-своему. Она себя позиционирует, как композитор, а не как исполнитель. А это разные категории. Считает себя самоучкой в смысле музыкантского мышления.

Фото: https://vk.com/wall-73813905_27466?z=photo-73813905_456244944%2Falbum-73813905_00%2Frev

Копачинская и Курентзис очень самобытны. Каждый вписывает собственную страницу в историю мирового исполнительства. По словам Патриции, Курентзис и она, как брат и сестра, так близки их музыкальные мироощущения. И этот факт подтверждался на московском концерте. Общее чувство времени, темпо-ритмов, прихотливой агогики и выразительнейшей образности в сочетании с единым чувством формы и драматургического развития у скрипачки и дирижера поражали, давая результат фантастического контакта всего оркестрового организма с солисткой. Особо восхищали тишайшие аккомпанементы оркестра сольному инструменту с сурдинкой во второй части. Курентзис добивался не просто пианиссимо, а дышащей тишины.

Фото: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=593216454460595&set=a.207838696331708&type=3&theater

У Копачинской было очень много, как говорят, "отсебятины" — замедления, непривычные уху фразировки, порой некрасивый звук. Это все делалось сознательно, с большим внутренним наполнением живой энергией, волей и чувством. Кажется, все в зале проживали и прослушивали каждую ноту, звук и отзвук вместе с бунтаркой Патрицией. Эта хрупкая, вневозрастная женщина, прорываясь мощью внутреннего темперамента, заставляла воспринимать себя диктаторшей и предводительницей, споря с маэстро, оркестром, залом и самим Чайковским. Не сам ли он, автор знаменитого "Чижик-пыжик, где ты был? — На Фонтанке водку пил" позволил ей сыграть вторую тему финала так достоверно "под хмельком". Все было не традиционно, не общепринято и не академично, но точно не эпатажно. Меньше всего Копачинская и Курентзис желали шокировать, отдаваясь музыке с огромной искренностью и убеждая в своей правоте.

Фото: Антон Завьялов

"Ромео и Джульетта" и "Франческа да Римини", как всегда, исполнялись оркестром стоя. Так принято в "MusicAeterna". Манера дирижера управлять оркестром, точнее, всеми в зале, очень необычна. По словам маэстро музыка на 70 процентов — танец, на 30 — молитва. Этой фразой, отчасти, можно объяснить его ритуальные танцы за пультом, когда он всем телом протанцовывает музыку. Невозможно ошибиться в характере, динамике, темпе, так как идет безошибочный посыл, понятный и музыкантам, и слушателям. Непрерывно генерируется мощнейший поток энергии, превращающийся в сильные чувства и переживания, испытываемые залом, и возвращающийся к своему источнику. Мистика и физика воздействия Курентзиса. Оркестр беспрекословно подчинялся дирижеру.

Что касается меня, то я горячо поверила во все то, что происходило на сцене и еще больше полюбила музыку Чайковского. Греческий бог и босоногая богиня обитали в этот вечер на московском музыкальном Олимпе.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть