В "Сатириконе" ставят "Елизавету Бам" Даниила Хармса
23 мая 2022
Михаил Шахназаров не дает пощады пятой колонне
23 мая 2022
"В сложном подростковом мире музыка как творческая основа развития личности должна быть подкреплена идеей".
23 мая 2022
"Ночь музеев" в Государственном музее истории Санкт-Петербурга в 2022 году
21 мая 2022

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

14 ноября 2019 15:09

Свет Малера в московском ноябре

Государственный симфонический оркестр Татарстана открыл очередной сезон в Московской филармонии концертом в столичном зале имени Чайковского.

Фото: пресс-служба Государственного симфонического оркестра Татарстана
Фото: пресс-служба Государственного симфонического оркестра Татарстана

Еще несколько лет назад было бы немыслимым, чтобы оркестр из регионов удостаивался возможности провести персональный абонемент на сцене одного из лучших академических залов Москвы. В лучшем случае, такой абонемент мог бы состояться у некоторых коллективов из северной столицы. Но из Казани?.. Никто бы и предположить не смог. Однако, вот уже несколько лет Симфонический оркестр Республики Татарстан проводит в Москве свой персональный абонемент.

И при всём обилии в Москве концертов, оркестров и программ, у казанского коллектива сложилась своя столичная публика, обеспечивающая музыкантам из Татарстана неизменные аншлаги. Конечно, честь и хвала Московской филармонии, которая единственная из столичных академических концертных промоутеров обладает прозорливостью, позволившей разглядеть в региональном коллективе востребованный для привередливых москвичей сегмент. И, разумеется, честь и хвала художественному руководителю оркестра Татарстана Александру Сладковскому, который сумел соединить воедино столичных филармонических промоутеров, ресурсы своего региона и творческий потенциал казанского оркестра. Не случайно именно Сладковского давно считают одним из наиболее успешных творцов и менеджеров в одном лице. Возможно, эта продюсерская хватка позволяет ему ещё и безошибочно выбирать программы, которые неизменно находят отклик у слушателей. Он всегда исполняет именно то, что хотел бы услышать зритель. Так было и на этот раз.
 
В концерте-открытии московского абонемента маэстро Сладковский и оркестр Татарстана для первого отделения выбрали симфоническую миниатюру "Смерть и просветление", а также Четыре последние песни Рихарда Штрауса. Во втором отделении располагалась главная часть программы – Пятая симфония Густава Малера. Выбор сочинений смелый: в ноябрьской, серой, депрессивной, задыхающейся в смоге, пробках, беспросветных туманах и осеннем мороке Москве играть полную постромантической рефлексии музыку Малера и Рихарда Штрауса – это может показаться слишком самоуверенным. Однако, расчёт Сладковского оказался верен. "Минус, умноженный на минус, даёт плюс": задавленные осенней хандрой жители мегаполиса в высшей степени охотно стекались утопить свои депрессии в еще более беспросветной тоске постмодернистов. Оркестр Татарстана подарил москвичам изысканный сеанс музыкальной психотерапии.

Фото: пресс-служба Государственного симфонического оркестра Татарстана
 
Рихард Штраус звучал в высшей степени психоделически. Написанная 26-летним композитором миниатюрная поэма "Смерть и просветление" еще при жизни Рихарда Штрауса считалась одной из наиболее совершенных партитур своего создателя. В звучании оркестра Татарстана под управлением Александра Сладковского были усилены динамические контрасты, подчёркнуты кульминации, оркестр покорял величием и потрясал звуковой мощью. В вокальном цикле "Четыре последние песни" оркестр позволил выйти на первый план солистке, проявив ансамблевую деликатность. Хотя сильное, гибкое и богатое сопрано Анастасии Калагиной наверняка преодолело бы самые громкие кульминации. Но оркестр словно накапливал энергию для мощнейшего выплеска динамики в Пятой симфонии. А солистка покорила глубоким и вдумчивым обращением к последнему опусу Рихарда Штрауса, представив образец вокального мастерства, в котором мастерское владение голосом соединяется с артистической свободой и естественностью, что позволяет раскрыть всю многозначность философской партитуры.

Ощущение наэлектризованной, словно перед взрывом, атмосферы, почувствовалось с первых же нот Пятой симфонии Малера. Интерпретация Сладковского отличалась заострённостью каждой интонации, повышенной чувствительностью. Чеканная поступь первой части вызывала отчётливые ассоциации с ритмами похоронных маршей, и всё воедино складывалось в суровую картину траурной процессии. В нервозной импульсивности второй части вновь слышались поминальные плачи тризны. Первые две части явно объединялись в начальный эпизод, в котором эмоция двигалась от сдерживаемого плача ко всё более откровенным выплескам эмоций. Дирижёр подчёркивал безграничную энергию, заложенную в музыке. И позволял продемонстрировать всю мощь оркестру: величественные тутти, запредельные пьяно, кантиленные соло, — и солисты, и все оркестровые группы моментально следовали воле своего лидера-худрука.
 
Поворот обозначила третья часть. Однако, её скерцозность не стала передышкой. Это было пугающее, инфернальное интермеццо, напоминающее гротескную усмешку карнавальной маски, застывшей в устрашающей гримасе. И становилось ясно, что скерцо – это еще одна глава в трагедийной фабуле, которая неминуемо ведёт к трагической развязке.


Фото: пресс-служба Государственного симфонического оркестра Татарстана
 
Даже в четвёртой части, знаменитом Адажиетто, ставшем квинтэссенцией постромантической чувственности, Сладковский словно нехотя ослабил драматический пульс. Но нервное напряжение пронизывало и эту, лирическую, страницу симфонии. Благодаря чему складывалось поразительное впечатление: мелодия, расщеплённая композитором между множеством струнных, словно высвечивалась под робким светом торопящего спрятаться в тучах осеннего солнца. В этой части стало совершенно очевидно, что именно московскому ноябрю эта музыка созвучна более всего. В проблеске нежности и красоты Адажиетто была такая же безбрежная грусть и отрешённая тоска, как в золотой осени перед долгой беспросветной осенне-зимней опустошённостью. Мрачная действительность безжалостно разрезала начальной поступью финала ту хрупкую атмосферу, которую так волшебно рисовали струнные в Адажиетто. Этот контраст между медленной частью и финалом окончательно убедил, что концепция Сладковского и его оркестра не оставляет ни капли надежды.
 
В своей интерпретации дирижёр последовал предельно жёсткому и трагическому отзыву о пятой симфонии, который дал младший современник и поклонник Малера, выдающийся композитор Арнольд Шёнбер. Он описал Малеру своё впечатление о Пятой симфонии так: "Я видел Вашу душу обнаженной, совершенно обнаженной. Она простиралась передо мной, как дикий таинственный ландшафт с его пугающими безднами и теснинами, с прелестными радостными лужайками и тихими идиллическими уголками. Я воспринял ее как стихийную бурю с ее ужасами и бедами и с ее просветляющей, увлекательной радугой… Я чувствовал борьбу за иллюзии, я видел, как противоборствуют друг другу добрые и злые силы, я видел, как человек в мучительном волнении бьется, чтобы достичь внутренней гармонии, я ощутил человека, драму, истину..." Эти слова часто предпосылают к исполнению Пятой симфонии Малера в качестве её программы, именно этот отзыв Шёнберга стал исчерпывающей характеристикой одной из самых часто исполняемых симфоний Малера. Но мало кто решается подчёркивать трагедийность и неизбывную тоску малеровской музыки так выразительно, как это отважился сделать Сладковский. Но сделав это, он и его музыканты вышли победителями.

Фото: пресс-служба Государственного симфонического оркестра Татарстана
 
В который раз концерт оркестра Татарстана, словно неукротимый ветер из волжских степей, сметал на своём пути любые стереотипы и усмирял самый скептический настрой. Идя слушать музыку, которая могла бы угнетать и подавлять своим трагизмом, слушатели выходили после концерта с ощущением невиданного энергетического подъёма, пережив настоящие сильные эмоции. Такой эффект может произвести только по-настоящему сильная интерпретация, какой и стало обращение Сладковского и его оркестра к Пятой симфонии Малера.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

В "Сатириконе" ставят "Елизавету Бам" Даниила Хармса
Михаил Шахназаров не дает пощады пятой колонне
"В сложном подростковом мире музыка как творческая основа развития личности должна быть подкреплена идеей".

В Москве

Всероссийская акция "Ночь музеев-2022" в Музее музыки
В 2022 году исполнилось 55 лет со дня зажжения Вечного огня в Александровском саду
"Смесь балагана и небес" - "Укрощение строптивой" в Театре Моссовета
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть