"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024
БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Александр Башлачев: "Я стараюсь не врать ни в песнях, ни в жизни"

В конкурсе молодежной журналистики "Ревизора.ru" – материал к 60-летнему юбилею музыканта и поэта.

Александр Башлачев. Фото: booksite.ru
Александр Башлачев. Фото: booksite.ru

Александр Башлачёв был малоизвестен при жизни и кто знает - обрёл бы он нынешнюю популярность, если бы не покинул столь рано и трагично этот мир. 27 мая ему бы исполнилось 60 лет.

Александр родился в Череповце в семье начальника участка теплосилового цеха Николая Алексеевича Башлачёва и преподавателя химии Нелли Николаевны. После школы поступал на журфак Ленинградского института им. Жданова, но не прошёл из-за отсутствия публикаций, после чего вернулся в родной Череповец. Спустя несколько лет Башлачев отучился на журналиста в Свердловске и в 1984 году благодаря Артемию Троицкому и его просьбе отыграть несколько "квартирников" вернулся в Петербург.

Вскоре после переезда Башлачёв устроился работать кочегаром в "Камчатку" – котельную на Зверинской улице, бывшую приютом для многих рок-музыкантов, который позволял им не попадаться под закон о тунеядстве и иметь много свободного времени. В "Кочегарке" вместе с Александром часто бывали Виктор Цой, Борис Гребенщиков, основатель "Алисы" Слава Задерий и многие другие. За все время трудоустройства СашБаш (как звали Башлачёва друзья) отработал всего несколько смен и после последней, выдавшейся особенно тяжёлой из-за мороза, сказал: "Я не кочегар, я просто сумасшедший поэт".
 
А. Башлачёв и В.Цой. Фото: naunaunau.narod.ru
 
Несмотря на очевидный талант, везло Башлачёву на музыкальном поприще постольку-поскольку. За фестивали и "квартирники" он зарабатывал очень мало и жил только за счёт помощи друзей, которые его и кормили, и поили, и одевали, и давали ему приют. Александр не выступал в больших залах, за исключением пары раз, его стихи не печатали. Но при этом все им восхищались – им и его талантом. Отсутствие возможности толково этот талант реализовать, продемонстрировать его широкой публике, очень сильно ранило музыканта.

После смерти Александра Башлачёва многие музыканты посвятили ему свои песни – и посвящают до сих пор. "Шабаш" Алисы, например, является не только посвящением, но и тонким подражанием поэтике СашБаша, что неудивительно – Константин Кинчев был близким другом музыканта. Песня "Шабаш" впервые прозвучала на акустическом концерте в Пскове 13 марта 1988 года. Позднее эта композиция, название которой родилось из имени "СаШАБАШлачёв", войдёт в одноимённый концертный альбом, едва ли не лучшую работу "Алисы". Но самым искренним и эмоциональным останется, пожалуй, именно первое исполнение.

Юрий Шевчук, лидер группы ДДТ, тоже посвятил Башлачёву песню. Знакомы они были ещё до переезда Александра в Петербург. В 1983 году Юрий поехал в Череповец для записи альбома, которая происходила при помощи музыкантов группы "Рок-сентябрь". У тех была лучшая аппаратура в городе, и для них, собственно, писал Башлачёв. В 1985 году музыканты дали совместный акустический концерт; запись была издана в 1995 году. А у посвящённой Башлачёву песни история ещё интересней: Башлачёв должен был исполнить роль музыканта в фильме Бурцева "Город", который играл бы свою новую песню. Но в день съёмок Александр погиб, оставив после себя чуть больше сотни стихов, горечь друзей и аккуратно поставленные тапочки на балконе, с которого "вышел". Потому на его роль сначала взяли Виктора Цоя, исполнившего в той сцене "Легенду", но после на роль утвердили Юрия Шевчука, который сыграл посвящённую своему другу песню – "Дороги".


Отрывок из фильма с исполнением "Дорог". 
 
Также творчество Александра Башлачёва сильно повлияло на двух известных очень многим музыкантов: Яну Дягилеву и Александра Васильева (группа "Сплин"). Яна близко общалась с самим Александром, пути их жизней и творчества неоднократно пересекались. Ходили слухи о романе музыкантов, Башлачёв даже отдал ей легендарные колокольчики, которые до этого носил на груди не снимая. Смерть музыканта стала большим ударом для Яны, и многие образы, связанные с его смертью и поэтикой, прочно вошли в тексты её песен. У Александра Васильева же особенно заметно влияние Башлачёва при прослушивании первых альбомов, особенно по альбому "Пыльная быль" - он весь похож на посвящение СашБашу. Также он учувствовал в создании трибьют-сборника "Серебро и слёзы", для которого сделал кавер на песню "Петербургская свадьба", являющуюся одной из самых значимых для понимания творчества Башлачёва песен.

Фото: booksite.ru
 
Башлачёва по праву можно считать гением, тонко чувствовавшим свой язык. Он неоднократно доказывал это своими стихотворениями и текстами песен. Александр принёс в рок-поэзию то, чего раньше в ней не было и, казалось, быть не могло — стройную строфу, добротную рифму, связное повествование. Он трогал слушателей не музыкой, а текстами – точными, тонкими, состоящими из кружева поэтичных образов. При жизни у него было не так много поклонников, зато их полно сейчас – ему посвящают стихотворения и песни, до сих пор идёт спор об установке памятника. Такие люди, как Александр Башлачёв, всегда оставляют свой след в истории и не могут не влиять на следующие поколения.  "Любой честный творческий автор должен быть понятен", - говорил Александр Борису Юханову в интервью. И он всю жизнь стремился быть понятным и понятым, стараясь не врать ни в песнях, ни в жизни.

Фото: gazeta.ru

Читайте также интервью с Александром Башлачёвым на портале Ревизор.ru
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЫКА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
Ирина Герасимова: "Главная задача конкурса "Партитура" – открыть новые имена"
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музыки ВСЕ НОВОСТИ МУЗЫКИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть